На пути, как творческой единицы, так и целых творческих батальонов неизбежно поднимается страшный зверь — критика.
И ничего ты с нею не сделаешь. Нарисовал картину в красных тонах — понабежали тореадоры тыкать в тебя острой палочкой. Заменил красный на зеленый — палочки опустили, но уже летят тухлые помидоры. И нет художнику покоя до конца его дней.
У критика больше власти, чем у матери и начальника вместе взятых
На слуху древняя истина: всем не угодишь.
Но объяснить по пунктам, что именно делать Истина уже не желает. Что ж, на то она и древняя, а мы попробуем разобраться.
1. Вот висит на пальме орех. Нужен он, чтобы выжить. А под пальмой пяток приматов: сильных, слабых, умных, глупых — разных. Естественно, среди них есть альфа-самец, который может залезть на дерево быстрее всех. Навык у него такой. Но каждый из нас подсознательно чувствует, если полезть первым, то полетят камни. Брошенные теми, кто остался внизу. Если самец сильный — долезет, если слабый — рухнет вниз.
2. Логика у приматов такая: «Я могу стоять внизу и кидать камни, пока не закончатся кандидаты. И тогда уже я смогу доставить свое орало к ореху». Такое отношение к любому ресурсу заложено в крови:
«Ты или с орехом, или мёртв».
3. Сегодня еды навалом, но пальма осталась. Теперь она называется «социальный капитал». Примат научился быть вежливым и полезным, чтобы вежливыми и полезными были окружающие. Чем выше социальный капитал, тем больше доступных ресурсов.
4. Современный камень — это критика. Каждый критический выпад откалывает кусочек от социального капитала.
В результате, критик получает больше власти, чем мать, начальник и президент вместе взятые.
5. Социальный капитал влияет не только на статус, но и на самоощущение. Чем он ниже, тем сильнее рефлексия: «На ту ли пальму я лезу? Смогу ли я долезть? Возможно, брошенные камни, должны были меня чему-либо научить? Нужен ли мне вообще этот орех? Пойти ли за модным течением грызть кору?» Задача критиков — сбить социальный капитал до нуля, чтобы человек выбыл из гонки за ресурс: «Я лежу под пальмой, смотрю на орех, всё хорошо, все довольны».
6. Что со всем этим делать? Надо изменить отношение к неудачам, вслед за этим изменится и отношение к критикам. Нам помогут лётчики. Они говорят:
«Полет это череда неправильных решений, большинство из которых подлежат исправлению».
Если вернуться на землю, то звучать эта фраза будет так:
«Поставленных перед собой целей достигают только максимально провалоустойчивые люди».
7. «Стремление к успеху» — один из разводов современного общества. Торговая манипуляция. Никто не учит: «Прежде чем ты достанешь орех, ты потерпишь все виды неудач, — это и есть жизнь. И если ты это выдержишь, то орех будет твой». Это не модно, это не продается. Вокруг бесконечное «Достань орех с первого раза», «Семь способов достать орех не отрывая задницы», «Как достать орех для тех кому за тридцать», «Список приматов доставших орех к 25 годам».
8. Это прививается с детства. Все стараются выглядеть, словно орех уже в кармане. Выглядеть успешными, а не провалоустойчивыми. Это и подкармливает зверя по имени «Критик». Как внешнего, так и внутреннего.
Не кормить критика — значит не боятся своих ошибок, признавать их, обсуждать.
9. Успех — это результат сотни попыток, а не одного суперпродуманного удара. Провалоустойчивые — редкость. Именно они становятся лидерами мнений, легендами, совершают научные и творческие прорывы. Именно у них, в долгосрочной перспективе, собирается больше всего орехов. Критики — это дорогой атрибут провалоустойчевых. Ими надо гордиться.
10. В умелых руках, критика — это инструмент. Она помогает работать над ошибками, двигаться к цели, учиться аналитическому мышлению. Это топливо и индикатор социального капитала. Её нужно принимать, делать выводы и просить ещё. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Автор: Кеша Скирневский
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?