О классической белизне русской печи говорят обычно с позиций символики и со ссылкой на исторические традиции, сравнивая дизайн печки с чистотой первого снега, мыслей и здорового семейного быта. Практический аспект белизны тоже имеется - ведь известковая окраска не просто экологически чистая отделка: беленые известью стены и потолок оздоравливают воздух в доме и обладают устойчивостью и к высоким температурам, и к влажной среде. Токсичность известковых побелок нулевая при любой степени нагрева, и применять их можно и в жилых комнатах, и в банных помещениях.
Известь-пушонка позволяет получить красивое покрытие ярко-белого цвета, но всем известны недостатки известковых окрасок: это недостаточная стойкость - покрытие достаточно быстро грязнится и его нужно обновлять, и еще тот факт, что беленая стенка при касании одеждой или руками «белит» все, что к ней прикасается. Чтобы упрочнить побелку и она меньше «белилась», делают в известковый раствор добавку столярного клея. Еще один старый способ - разводят известь водой с добавлением обезжиренного молока или яичных белков.
Первым этапом отделки всегда является подготовка.
Новую печку штукатурят глиняным раствором или составом, приготовленным из готовой жаропрочной сухой смеси, которых рынок предлагает немалый ассортимент. В случае, если отделываться будет старая печь, готовят поверхность стандартно - зачищают до прочной основы, удаляют все слабые участки старой штукатурки и заделывают их жаропрочным раствором. Затем печь нужно хорошо просушить.
Бывает, что старая штукатурка держится отлично, в таком случае достаточно счистить верхние загрязнения и сажу. Сажу легко удалить металлическими щетками, а жирные пятна 2% - раствором каустической соды. Ржавчину, если она есть, следует удалять обязательно, поскольку ржавые пятна способны проступать через толстый слой штукатурки, уж не говоря об известковом слое. Лучшим способом предотвратить проступание ржавых пятен является антикоррозионная обработка металлических деталей специальными составами или масляными красками (глифталевые и пентафталевые эмали). Проступившие пятна ржавчины можно удалить раствором состава: 0,1 кг медный купорос в порошке на один литр воды.
Сушка печи занимает не менее двух суток. Штукатурка, имеющая в составе глиняный и шамотный порошок, должна сохнуть медленно, а стенки печки при этом должны быть не горячими, а едва теплыми. В первые двое суток печь протапливают не меньше, чем три раза, постепенно увеличивая топливную закладку и время топки. Глиняный слой при быстрой сушке и резком нагреве может потрескаться от неравномерных внутренних деформаций, а потом новая штукатурка может начать отставать. Если сушить правильно, то глиняный слой приобретает прочность камня и свойства, аналогичные красному печному кирпичу (линейное тепловое расширение и качества теплоемкости и теплопередачи).
Побелка печки
Классические и недорогие материалы, проверенные временем - это мел и гашеная известь. Для дачной печки это бюджетные, доступные и простые в применении средства, а последующая окраска или роспись печки - по желанию владельца - может превратить печь в украшение дачного домика или даже загородного дома. Учитывая то, что русская печь занимает обычно центр помещения и немалую его функциональную зону, а также является «сердцем» дома и гвоздем интерьера - красивая роспись очень актуальна.
Для побелки лучше пользоваться гашеной известью, поскольку процесс гашения комовой известки при всей его простоте требует и места, и времени, а при невежественном подходе может стать фактором риска - выделение тепла при данной химической реакции огромно. Гасить следует в проветриваемой зоне, в большой металлической емкости, причем не заливать комовую известь водой, а осторожно закладывать куски в воду. Закрывать кипелку крышкой обязательно, помешивать следует крайне осторожно, а под емкостью должно быть невоспламеняемое основание. Деревянный пол под ведром с кипелкой, вероятнее всего, обуглиться. Но намного проще купить известь-пушонку.
Порошок извести-пушонки разводят водой с небольшим добавлением поваренной соли до густоты, напоминающей очень жидкую сметану. Соль добавляют для того, чтобы побелка была крепче и не трескалась. Расход такого состава составляет примерно один литр на два квадратных метра. Известно, насколько легко въедается известь в дерево и другие поверхности. Поэтому все, что рядом с зоной побелки, тщательно закрывают. Свежие капли и потеки извести удалить несложно, но высохшую въевшуюся известку придется счищать неоднократно.
Разведение с добавлением обезжиренного молока и столярного клея дает лучший результат - печка меньше «белит», покрытие дольше сохраняет чистоту. Растворять известь можно в горячей воде, или подогревать состав, но ни в коем случае не допуская кипения. Когда смесь станет однородной, ее процеживают через мелкое сито, а затем приступают к побелке. Белят традиционно широкими маховыми кистями, также удобно использовать валики с меховой шубкой. Печка при начале побелки должна быть холодная.
Первым этапом смачивают оштукатуренную поверхность водой, затем наносится первый слой побелки. Чтобы не было разводов, белят горизонтальными движениями, а последующие слои - второй и иногда третий, делают до полного просыхания нижнего слоя, по влажному основанию. Затем побелка должно полностью высохнуть, примерно в течении суток, в зависимости от температуры воздуха. После просушки известкового слоя приступают к самой творческой части - росписи, орнаменту или трафаретным рисункам.
Роспись или рисунок по трафарету
Для украшения печки росписью не обязательно иметь талант художника, этот процесс достаточно ремесленный и требует только аккуратности и точности нанесения. Трафаретов в продаже достаточно на любой вкус, и можно подобрать растительный, цветочный или сказочный мотив - по желанию. Возможно изготовить трафарет и собственноручно, вырезав понравившийся рисунок на толстой полиэтиленовой пленке. Крепить трафарет под нанесение краски можно скотчем. Готовые трафаретные рисунки имеют клеящуюся основу, которая после промывания водой возвращает свои свойства, и может использоваться десятки раз. Сложные рисунки не обязательны, иногда простой растительный или этнический орнамент выглядит более органично, главное, чтобы была общая гармония с интерьером - по цветам и стилю рисунка.
О красках для росписи - тут возможны варианты: можно раскрашивать узоры тем же побелочным составом, добавляя сухие водорастворимые пигменты, порционно. Такой метод дает однородную эстетичную поверхность. Выбор сухих пигментов огромен, цвета роскошные, а стоимость красящих пигментов невелика. Но можно красить и гуашью, хотя по стойкости это не лучший вариант. Более удобны в применении акриловые или акрилатные краски, причем нагрев до высоких температур акриловые покрытия выдерживают без проблем, не выцветают, не выгорают и не трескаются.
Инструменты понадобятся простые - кисти флейц и тонкие. Удобны наборы художественных кистей разных размеров. Ворс флейцевых кистей должен иметь среднюю жесткость. Нанесение красок губками или поролоном удобно, но нельзя допускать, чтобы в красящем слое оставались мелкие воздушные пузырьки, это может испортить весь эффект, создав пористую «кратерную» поверхность. Перед тем, как начать роспись, можно обработать известкованную или меловую поверхность мелкой наждачной шкуркой - получится гладкая матовая основа. После ошкуривания поверхность печки «обеспыливают» - обметают от частиц мела или извести.
Не обязательно пользоваться трафаретами для росписи. Очень художественный и при этом абсолютно доступный метод - рисунок по клеточкам, известный всем. Контуры наносят на поверхность по предварительно размеченной сетке. Чем меньше ячейка сетки, тем лучше будет прорисовка мелких деталей и общий художественный эффект. Но возможен и модерн - крупные стилизованные элементы, цветы и листья, подражание хохломской росписи или индивидуальный авторский почерк. Для подобной росписи удобно применять палитру - это не обязательно должен быть инструмент профессионального художника, вполне подойдет тарелка или деревянная дощечка для смешивания красок небольшими порциями.
После выполнения рисунка следует дать ему высохнуть естественным способом, без нагрева, поэтому топить украшенную печь начинают через два-три дня после росписи. опубликовано econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?