(не)Герой
Мы дождались! Длительно пустующая после ухода в небытие уже лет двадцать как почившего «нового русского» и, не прижившихся в широких массах метросексуалов и прочих хипстеров, ниша народного (не) Героя теперь плотно занята. Кто он? И почему так молниеносно поднялся на олимп зрительских предпочтений?
Ждут своего автора культурный, социальный и эстетический (правда, красавчик?) взгляды на этого персонажа.
Мы же сфокусируемся на психологическом.
кадр из фильма «Покровские ворота»
Итак, образ Ждуна как зеркало нашей психологии
Почему именно он?
Для начала стоит принять во внимание, что для получения сколько-нибудь серьезного резонанса, любой образ должен «зацепить» значимые ассоциации у большого количества людей. Быть архетипическим (смотри теорию К.Г. Юнга и последователей).
Если персонаж становится популярным среди широких народных масс, мы можем утверждать, что в нем выражены актуальные для этих людей свойства. Об этом всегда помнят сценаристы успешного кино, создавая героя таким, чтобы как можно больше зрителей могли с ним отождествиться.
Так какие же черты делают Ждуна милым нашему сердцу?
— он действительно «няшный», приятный, трогательный; — он вызывает доверие, жалость и сочувствие, ему легко сопереживать; — он безобиден, очевидно мягкий и пассивный, не хищник; — он беспомощен, а значит нуждается в опеке и защите; — он «детский», несмотря на внушительные размеры; — и, самое главное, он СМЕШНОЙ, неказистый, недотепа, кулёма.
Эти черты не только придают Ждуну невообразимый шарм, но и напоминают нам о многочисленных знакомых, а может, и о нас самих. Есть идея о том, что нас вообще во внешнем мире привлекает (или отталкивает) только то, что имеет непосредственное отношение к нам. Все остальное просто проходит мимо, оставаясь без внимания.
Тогда интересно узнать, как возникают и чем вызваны эти особенности у людей?
И как психологические теории объясняют, почему формируются такие черты характера?
Ответы на эти вопросы дают типологии характера.
Классический психоанализ обязательно найдёт у нашего подопечного оральную структуру характера.
Орально-пассивный тип личности формируется в младенчестве, когда ребенок получал недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры (а потом потерял). Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он склонен не замечать трудностей и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать. Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию.
Широко известная в узких кругах Нэнси МакВильямс описывает этот тип как депрессивный.
Механизм возникновения — бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940). Эти люди меланхолики, с низким темпом активности, скупой жестикуляцией, высокой утомляемостью. Миротворцы и добряки, оправдывают других за свой счет.
И наконец, бодинамика — современная теория, объединяющая телесный подход и психодинамическую возрастную периодизацию — относит Ждуна к наиболее выраженным, хрестоматийным представителям такой структуры развития как «ранняя автономия». Эти особенности характера формируются примерно в год-два, когда ребёнок начинает ползать и ходить, осваивая возможность следовать своим импульсам и одновременно первый опыт отделения от мамы. Если мама не поощряет самостоятельность, то достаточно быстро дети «садятся на попу», отчаявшись что-либо сделать сами, и продолжают «сидеть на ней ровно» всю свою жизнь. Отчего эта часть тела становится заметной и выдающейся. Вырабатывается защита от внешнего контроля — выученная беспомощность (делай сам, раз ты хочешь) и пассивное сопротивление (я согласен, но…). А внутри у такого человека остаётся пустота и состояние «великого нехочухи». Таким людям можно не учиться медитации, они в ней живут — «что воля, что неволя…». В теле у них это проявляется в накоплении блокированной энергии в нижней части, очаровательно-наивном выражении лица и «мерцающем контакте» при общении — вроде человек здесь, а вроде и нет. Узнаваемо?
Интересно еще и то, что судя по имени, Ждун — это мужской образ. А значит, в большей степени ассоциируется с нашей «сильной половиной». Что, кстати, подтверждается статистически. Все описанные выше «изюминки» чаще встречаются у мужской части населения России. Можно роман написать о том, как эти особенности влияют на отношения, социальную жизнь и даже политику в нашей стране, но мы сейчас не об этом.
Вот такие психологические черты можно прочесть в популярном нынче меме. Но он не первый и не единственный подобный любимец нашей публики. Светлый образ Ждуна прекрасно вписывается в галерею давно известных в наших широтах типажей. Здесь и сказочные Емеля на печи с Иваном-дураком, герой классической литературы Обломов и, конечно, масса «положительных героев» советского периода. Отдельно хочется упомянуть всенародно любимых персонажей нашего кино: Хоботова из «Покровских ворот» и Бузыкина из «Осеннего марафона».
Интересно, что за пределами нашей родины такой характер не популярен и распространения не получил.
И почему у нас любовью и поддержкой в значительно большей степени пользуются именно такие (не)Герои?
Во-первых, герой должен умереть, иначе он не настоящий Герой. В жизни эта перспектива мало кому улыбается.
Во-вторых, настоящие герои всегда «страшно далеки» и требуют подражания. То есть вынуждают к активным действиям. А это чревато последствиями. Можно заметить, сколько нас разделяет. И как тяжко соответствовать. Поэтому одинокие «спасатели» западного образца не находят на нашей почве живого отклика. Хлопотно, в общем, быть крутым парнем.
В-третьих, карикатурный же, подчёркнуто «бытовой, обыденный» персонаж в сравнении «проигрывает» зрителю. А значит, зритель может свою самооценку повысить «Слава богу, у меня не все так плохо».
В-четвертых, влияющий и круто меняющий жизнь герой никогда не будет одинаково «хорошим» для всех. Для того чтобы нравиться всем, необходимо меньше проявляться, а лучше вовсе ничего не делать.
В конце концов психологический механизм смеха заключается в сбросе напряжения и присвоении «сложного материала». Значит, пока мы смеёмся над Ждуном, мы прощаем другим их несовершенство, можем с юмором признавать свои не самые героические стороны, а также «принимать и любить себя и близких такими, как есть». А это дорогого стоит.опубликовано econet.ru
Автор: Юлия Зотова
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?