Кинцуги или кинцукурои - это древнее японское искусство починки разбитой керамики. Вместо того чтобы соединять осколки керамических изделий прозрачным клеем, техника кинцуги использует специальный лак, смешанный с порошковыми красителями - золотом, серебром или бронзой. После завершения работы на треснувших участках образуются красивые блестящие швы. Благодаря этой технике керамические изделия не выглядят отремонтированными, они смотрятся так, словно золотые швы являются изначальным элементом дизайна.
Из истории кинцуги
Этот уникальный метод ремонта керамики, при использовании которого сколы и трещины не маскируются, а, наоборот, подчеркиваются, появился в Японии в конце XV столетия. По легенде один из сегунов, Асикага Есимаса, отправил в починку разбившуюся чайную чашу.
Однако результат починки сегуна совершенно не устроил. Предмет отремонтировали с использованием неприглядных металлических скоб. Асикага Есимаса приказал все переделать, это и побудило японских мастеров найти новый способ починки, результат применения которого выглядел бы эстетично и приятно. Таким образом и возникло искусство ремонта керамики кинцуги, сегодня необычайно популярное во всем мире.
Направления кинцуги
Конечно же, как и любое искусство, кинцуги не только стремительно распространялось и становилось популярным, оно еще и развивалось. К концу XVII столетия сформировались три основных направления кинцуги, которые используются мастерами по сей день.
Существуют следующие методики ремонта керамических изделий:
- подчеркивание трещин;
- «штучный» способ;
- совмещение фрагментов.
Несмотря на то что при следовании каждой из методик используются одинаковые материалы, результаты починки оказываются совершенно разными. Каждый из способов ремонта керамики настолько прост, что любой из них можно использовать в домашних условиях, то есть сделать самостоятельно стильный красивый предмет. Для починки керамических изделий понадобятся лишь эпоксидная смола, сухой краситель металлик и удобные жесткие кисти.
Подчеркивание трещин
Следование этой методике подразумевает использование минимального количества смолы, подкрашенной сухим металлическим пигментом.
Каждый осколок устанавливается на свое место, все обломки склеиваются, а сколы заполняются подкрашенной смолой. Отремонтированное керамическое изделие получается гладким, трещины не прощупываются. Швы же выглядят так, словно изделие покрывают «мерцающие вены».
«Штучный» способ
Эта методика потребует большой аккуратности, творческой смекалки и определенных практических навыков. Идея заключается в том, чтобы заменить часть обломков фрагментами, сделанными из эпоксидной смолы, смешанной с сухим красителем.
Этот способ мастерами используется крайне редко. Как правило, его сочетают с подчеркиванием трещин, а смоляными фрагментами заменяют мелкие обломки.
Совмещение фрагментов
Эта методика долгое время была на вторых ролях, но в последнее время она стремительно набирает популярность. Идея заключается в том, чтобы при реставрации и ремонте одного керамического изделия использовать обломки от другого.
Причем заимствованные фрагменты не должны быть похожи на ремонтируемое изделие. Чем сильнее будут отличаться вставленные фрагменты, тем лучше станет выглядеть готовая керамика. К этому способу починки керамических изделий мастера издревле прибегали в тех случаях, когда создавали декоративные предметы и вещи, в которых хранятся различные мелочи.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?