Письменная практика Айра Прогоффа
Зачем люди обращаются к письменным практикам? В первую очередь для того, чтобы разобраться с неприятными переживаниями, обрести ясность, вдохновение, позитивный эмоциональный настрой. Вот этим мы сейчас и начнем заниматься. Мы будем чередовать "задания-раскопки" и "задания-самонаблюдение". И начнем мы с того, что нам в плане письменной работы с переживаниями мог бы предложить Айра Прогофф.
Дневник наблюдений за внутренней погодой (это мой вольный, но по духу все же, верю, близкий перевод названия одного из его упражнений).
Задача такова: в течение как минимум 3-4 дней, можно больше, отслеживать и записывать свои внутренние состояния. Желательно - как можно ближе к вашему опыту. Вот вы проснулись - какое у вас внутреннее состояние? Легкое, бодрое, похожее на птичье пение, или тяжелое, вязкое, похожее на стон? Или какое-то еще? Может быть, у него есть цвет, звук, запах, температура, какое-то тактильное качество? Насколько оно подвижно, прозрачно, стабильно, инертно? Может быть, у него есть мелодия, ритм, какая-то стихотворная фраза? Какая погода сейчас в вашем внутреннем мире?
Записывать это можно двумя способами.
Один (рекомендуемый, если вы не боитесь разорвать привычные рутины) - это как можно более "сразу". Вот обратили внимание на внутреннее состояние - сразу достали блокнот или телефон, дату-время поставили и ухватили-запечатлели внутреннее состояние, буквально несколькими словами. И маркеры поставили - с чем связываете? "12:45, серая цилиндрическая тошнота, уныние и раздражение, пора поесть". 7-12 раз в день оптимально.
Второй - вечером, перед сном. Прогофф предлагает в таком случае отматывать от последнего момента к более ранним. "23:40, сел на кровати, очень устал, тяжесть и напряжение, ощущение, что качу в гору камень. До этого сидел за компьютером с нарастающим ощущением тупости и напряжения. До этого..." и т.д. до момента пробуждения. Тут важно какие-то ключевые моменты изменения состояния не пропустить. Через 3-4 дня (или примерно раз в неделю, если сделаете это систематической практикой) перечитываем, смотрим, выделились ли паттерны, пишем рефлексивный отклик.
Метод Прогоффа больше всего подходит для двух типов ситуаций:А) у вас в жизни произошло что-то такое, что вы оказались в кризисе; жизненные обстоятельства радикально изменились, и вы в замешательстве и не знаете, как жить дальше.
Б) у вас в жизни вроде бы внешне все нормально и стабильно, но изнутри как-то чувствуется "тухло" и непонятно, зачем это все.Метод Прогоффа позволяет достаточно быстро и "с погружением" пересмотреть свою жизнь, ее внешние события и внутреннее наполнение, а главное - настроиться на то, что Прогофф называет "внутренним движением души" вашей жизни.
Он называет свой подход "глубинной гуманистической психологией". "Глубинность" идет из аналитической психологии Юнга (Юнг, прочитав ранние работы Прогоффа, настолько впечатлился, что пригласил его к себе в Швейцарию). Сходство с подходом Юнга - в представлении о "Самости", которая, развиваясь, интегрирует сознание и бессознательное (вот это и есть, похоже, то самое "внутреннее движение души"), и в использовании активного воображения (Прогофф называет его "сумеречным воображением").
Гуманистичность Прогоффа - в том, что он считает, что любой человек способен к самостоятельному самопознанию, и что у каждого человека есть "зерно потенциальности", способное прорасти, и своя внутренняя система символов.
Прогофф - в первую очередь социальный работник, а не аналитический психолог; его всегда интересовало, как можно сделать, пожалуй, самый всеобъемлющий, "глубинный" и "вершинный" метод психотерапии доступным тем, кто никогда не сможет заплатить за длительную работу с аналитиком.
Также его интересовало, как сделать так, чтобы человек не пытался "отформатировать себя" с использованием системы символов, адекватной устройству психики конкретного психотерапевта (т.е. герра Юнга), а искал и создавал бы собственную систему символов, адекватную устройству его собственной уникальной психики. В пределе, Прогофф хотел "спилить сук", на котором сидят психотерапевты: разработать такой метод письменной практики, который мог бы заменить присутствие психотерапевта. Получилось ли у него? Это вопрос.Формат работы
Сейчас работа с "интенсивным дневником" (тм) Прогоффа представляет собой серию двухдневных семинаров (4-5), каждый из которых посвящен одной из секций структурированного дневника: "Время жизни", "Отношения/диалоги", "Глубинное измерение (сны и воображение)", "Смысловое измерение", "Духовное измерение".
В каждой из секций - несколько разделов. Эти семинары проводит специальным образом обученный сертифицированный фасилитатор, т.к. очень многое зависит от его опыта и настроенности как на "внутреннее движение души" собственной жизни, так и на "внутреннее движение души" группы. Фасилитатор дает инструкции к упражнениям каждого раздела, следит за регламентом, "настраивает" атмосферу группы.
В этих группах нет шеринга в привычном для психологов смысле. Участники молча пишут в свои структурированные дневники, потом, по приглашению фасилитатора, кто-то может зачитать вслух часть своей записи, при этом все остальные свидетельствуют услышанному - молча.
Некоторые упражнения помогают собрать большой массив материала (например, о содержании периода настоящего, о снах, о событиях жизни, о значимых людях и т.п.), а другие - глубоко и подробно исследовать что-то одно. Конечно, за время одного семинара невозможно охватить все то, что хотелось бы.
Поэтому в промежутках между семинарами участники могут продолжать писать в тех разделах, к которым их тянет вернуться, а также пополнять различные списки, начатые на семинаре. Упражнения на исследование "с погружением" занимают каждое не меньше 40-60 минут, т.е. это не та практика, которой можно заниматься постоянно, систематически, каждый день - ведь когда-то и жить надо. О
днако для того, чтобы эта практика стала духовной работой, после семинаров или в промежутках между ними хорошо уделять Прогоффскому дневнику полтора-два часа в неделю (это примерная оценка, по опыту коллег).Отличие дневника Прогоффа как духовной практики от дневниковых упражнений, направленных на "разгребание" конкретного переживания или ситуации, в том, что дневник Прогоффа претендует на то, чтобы охватить всю жизнь человека, ничего не оставив "за бортом". Отношения с людьми и другими значимыми фигурами; отношения с телом; отношения с большими социальными группами, социальными движениями и системами убеждений; отношения с работой и хобби; воспоминания; фантазии; сны; отношения с книгами, фильмами, музыкой и иными видами искусства; отношения с людьми и фигурами, воплощающими мудрость; чувства и смена настроений; отношения с событиями и жизненными обстоятельствами.
Мне кажется, очень немногие терапевтические подходы могут лечь в основу такого всеобъемлющего инструмента письменного самоисследования.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Автор: Дарья Кутузова
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?