Шутки в сторону.
Изучая жизнь самых творческих людей в истории, сталкиваешься с парадоксом: они посвящали своей работе всю жизнь, но не весь день, пишет Nautilus.
Такие разные люди, как Чарльз Диккенс, Анри Пуанкаре и Ингмар Бергман, работали в разных областях и в разное время. Но если подробно изучить их каждодневную жизнь, окажется, что на то, что считается самой важной их работой, они тратили всего несколько часов в день. Остальную часть времени они лазали по горам, спали, гуляли с друзьями или просто сидели и размышляли.
Их творческое начало и продуктивность не были результатами бесконечных часов тяжкого труда. Их достижения происходят из скромного количества рабочих часов.
Давайте посмотрим на график знаменитого Чарлза Дарвина, зафиксированный в документах.
После утренней прогулки и завтрака Дарвин к 8 часам уже был в кабинете и работал полтора часа. В 9:30 он читал утреннюю почту и писал письма. В 10:30 он возвращался к более серьёзной работе, иногда переходя в вольер с птицами, теплицу или другое строение, где проводил свои эксперименты.
К полудню он объявлял, что «работа на сегодня закончена», и отправлялся гулять. Вернувшись через час с лишним, Дарвин обедал и снова отвечал на письма.
В 15 часов он ложился немного поспать. Через час вставал, ещё раз гулял и возвращался в кабинет, после чего в 17:30 присоединялся к супруге и семье за ужином.
В таком графике он написал 19 книг, включая техническую литературу по растениям и животным, знаменитый труд «Происхождение человека и половой отбор» и «Происхождение видов» — вероятно, самую знаменитую книгу в истории науки, которая до сих пор влияет на то, как мы представляем себе природу.
Кто бы ни изучал этот график, он сразу обратил бы внимание на один парадокс. Жизнь Дарвина вращалась вокруг науки. Со времён студенчества Дарвин посвятил себя научному собирательству, исследовательской работе и теориям.
Но в то же время его дни не кажутся нам очень занятыми. То время, которое мы бы назвали «работой», состояло из трёх 90-минутных промежутков.
Если бы он был современным профессором университета, ему бы отказали в постоянной академической должности. Если бы он работал в коммерческой организации, его бы уволили через неделю.
Кажется противоречием, но это не так. Как мы увидим, Дарвин и другие творческие личности достигли успеха не вопреки свободному времени; они достигли успеха благодаря ему. И даже в сегодняшнем мире круглосуточного присутствия мы можем научиться совмещать работу и отдых так, чтобы становиться умнее, креативнее и счастливее.
Величайший математический гений XIX века Анри Пуанкаре тратил на работу не больше времени, чем было необходимо для понимания задачи, — около 4 часов в день.
Ту же схему мы наблюдаем и у других математиков. Годфри Харолд Харди, один из ведущих математиков Британии первой половины XX века, начинал день с неспешного завтрака и чтения результатов крикетных матчей, затем с 9 до 13 погружался в математику. После обеда он ходил гулять и играл в теннис.
«Четыре часа творческой работы в день — это максимум для математика», — говорил он.
Наблюдение за схемой работы учёных, проводившееся в начале 1950 годов, показало примерно такие же результаты. Профессора Иллинойского технологического института наблюдали за своими коллегами, фиксируя их рабочие привычки и графики, а потом построили график, соотносящий количество проведённых в офисе часов с количеством опубликованных статей.
Можно было бы подумать, что такой график выглядит как прямая линия: чем больше часов работает учёный, тем больше статей он публикует. Но это не так!
Данные представляли собой М-образную кривую. Она сначала быстро росла, достигая пика в отметке 10–20 часов в неделю. Затем шла вниз.
Учёные, проводившие на работе по 25 часов в неделю, были не более продуктивны, чем те, кто проводил 5. Учёные, работавшие по 35 часов в неделю, были в два раза менее продуктивными, чем те, кто работал по 20 часов!
Затем кривая опять начинала расти, но не так быстро. Исследователи-трудоголики, проводившие по 50 часов в неделю в лаборатории, смогли вытянуть себя из 35-часовой долины. Они оказывались настолько же продуктивны, как и те, кто проводил в лаборатории по 5 часов в неделю.
Исследователи посчитали, что этот «50-часовый всплеск» обозначал «физические исследования, требовавшие постоянного использования громоздкого оборудования», и что большую часть времени этих 10-часовых рабочих дней люди были заняты обслуживанием машин, иногда проводя измерения.
После этого график шёл вниз. Учёные, проводившие на работе по 60 часов в неделю и больше, оказались наименее продуктивными.
Другие исследователи наблюдали похожие результаты, исследуя то, как ученики по классу скрипки обучались в Берлинской консерватории в 1980-х годах. Учёных интересовало, что выделяет выдающихся студентов из массы просто хороших. Поговорив с учениками и их преподавателями, изучив дневники работы студентов, они обнаружили ряд отличительных признаков.
Во-первых, лучшие студенты не просто практиковались больше, но делали это осознанно.
Осознанные занятия подразумевают структуру, концентрацию, у них есть чёткие цели и обратная связь. Для них требуется внимание к тому, что вы делаете, и наблюдение за тем, как вы можете улучшить своё исполнение.
Чтобы заниматься осознанно, у вас должна быть цель, для которой вы готовы ежедневно практиковаться. Осознанная практика — не очень интересное занятие, и отдача наступает не сразу.
Осознанной практике не присуще моментальное удовольствие, поэтому вам нужно ощущение, что эта длительная работа окупится, и что вы не просто улучшаете свои карьерные возможности, но создаёте профессиональную личность.
Идея осознанной практики привлекла к себе много внимания. Это исследование лежит в основе аргумента Малкольма Гладуэлла и его книги «Гении и аутсайдеры» о том, что для достижения совершенства необходимы 10 000 часов практики, и что все великие люди наработали свои 10 000 часов до тех пор, пока о них услышал мир.
Но учёные отметили в своём исследовании и нечто другое — то, на что практически никто не обратил внимания: осознанная практика требует усилий, которые можно выдерживать ограниченное количество часов в день.
Если практиковаться слишком мало, вы никогда не достигните мирового класса. Если практиковаться слишком много, вы рискуете получить травму, перегореть или истощить себя. Вывод исследователей гласил:
«Для успеха студентам нужно избегать истощения и ограничить практику таким промежутком времени, после которого они могут полностью восстановиться ежедневно и еженедельно».
Как величайшие из студентов используют ограниченное количество часов практики? Ритм их занятий подвержен чёткой схеме. Они работают больше часов в неделю, но не за счёт удлинения ежедневных занятий. Они делают более частые и короткие подходы, по 80–90 минут, с получасовыми перерывами.
Если сложить такой график, мы получим 4 часа в день. Примерно столько же времени проводил Дарвин за своей тяжёлой работой. Даже самые амбициозные студенты в лучших школах мира, готовясь к борьбе в конкурентной области, способны концентрироваться и выкладываться не более 4 часов в день.
Учёные наблюдали и ещё кое-что, отделявшее великих учеников от просто хороших: то, как они отдыхали.
Лучшие исполнители спали в среднем на час больше, чем средние. Они не вставали позже, они спали днём.
Конечно, у разных людей всё было по-разному, но лучшие студенты обычно плотнее и дольше всего занимались утром, спали днём, а затем ещё раз занимались во второй половине дня.
Также исследователи просили студентов замечать количество времени, уходившего на практику, занятия и всё прочее, и вести дневник в течение недели. Сравнив результаты интервью с дневниками, они обнаружили интересную аномалию.
Просто хорошие скрипачи недооценивали количество часов, проводимых ими в состоянии отдыха. Они считали, что отдыхали 15 часов в неделю, хотя на самом деле отдыхали почти в 2 раза больше.
Лучшие скрипачи, наоборот, могли довольно точно оценить время, которое они тратили на отдых, — примерно 25 часов. Лучшие исполнители больше усилий тратили на организацию времени, думая о том, как они будут проводить своё время, и оценивая то, что уже сделали.
Иначе говоря, лучшие студенты применяли привычки осознанной практики — концентрацию, возможность оценивать собственное исполнение, чувство ценности их времени и необходимости тратить его мудро. Они обнаруживали огромное значение осознанного отдыха.
Забывая об этом, мы привыкли считать, что высококлассный уровень достигается за 10 000 часов практики.
Но это не совсем так. Он достигается за 10 000 часов осознанной практики, 12 500 часов осознанного отдыха и 30 000 часов сна.
Поделитесь этой интересной статьёй с друзьями и близкими!
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?