Жизнь – очень творческий процесс. Мы придумываем способы справиться с проблемами и решаем, каким будет наше завтра. Так что каждый из нас немного режиссер. Но как создать из своей жизни действительно стоящее кино? Подсказка – в новой книге Дэвида Линча «Поймать большую рыбу». Мы выбрали самые яркие высказывания автора культового сериала «Твин Пикс».
ногда кажется, что некоторым людям природа дала больше – им проще находить ответы на сложные вопросы, они лучше разбираются в людях и с легкостью могут сориентироваться в трудных ситуациях. На самом деле мы все изначально на равных – главное, правильно распорядиться теми возможностями и умениями, которые в нас заложены.
1. Желание
Желание найти новую идею подобно наживке. Когда вы рыбачите, стоит набраться терпения. Вы цепляете червя на крючок и ждете. Желание – это наживка для приманивания идей.
Удивительно, но когда вы наконец выуживаете на свет божий идею, которая вам нравится, даже если это совсем маленький карасик, фрагмент образа, она призывает остатки косяка. И вы сможете отправиться в дорогу. По пути вам попадутся другие фрагменты, и вот вы уже видите цельную вещь. Однако все начинается с простого желания.
2. Интуиция
Жизнь полна абстракций, и разбираться в ней частенько приходится с помощью интуиции. Интуиция – это видение решения, понимание его. Это комбинация интеллекта и эмоций, незаменимая для режиссера.
Как вы можете понять, что поступаете правильно? Все мы обладаем одинаковыми инструментами: у нас есть камера, пленка, мир и актеры. Однако складывает мозаику каждый по-разному. Тут-то на выручку и приходит интуиция.
Лично я считаю, что интуицию можно развить и обострить при помощи медитации, погружаясь в самое себя. Внутри каждого из нас есть океан осознанности, океан решений. Ныряя в него, вы делаете выбор.
Вы не ищете специфическое решение. Вы просто усиливаете интуицию и вот уже на поверхности видите, что что-то не так, но все можно исправить. Со временем эта способность растет, и дело движется споро.
3. Сны
Я обожаю логику снов. Мне нравится, куда они могут нас завести. Но я ни разу не получал идею во сне. Я находил образы в музыке, даже в обычных прогулках.
Во время работы над «Синим бархатом» я, однако, очень мучился со сценарием. Я написал четыре разных варианта. Но проблемы продолжались до самого конца съемок. Потом однажды я поехал на встречу.
Я зашел в офис, там была секретарша. Я попросил ее дать мне кусочек бумаги, потому что вдруг вспомнил, что ночью мне приснился особенный сон. И это оказались три недостающих детали пазла. К сожалению, подобного со мной больше не происходило.
4. Страдания
Для художника важно понимать страдания и стресс. Из них можно почерпнуть идею. Но с уверенностью я могу сказать лишь одно: если трудностей будет чересчур, вы не сможете творить. Конфликтные ситуации просто встанут на пути вашей креативности. Вам следует разбираться в невзгодах, но лучше в них не жить.
Чем больше художник страдает, тем меньше вдохновения он испытывает. Скорее всего, он не будет наслаждаться работой и не сможет выполнять ее на по-настоящему высоком уровне.
Мне можно указать на то, что Винсент Ван Гог писал прекрасные картины, несмотря на свои мучения или даже благодаря им. Я думаю, что он написал бы куда больше картин и стал бы еще более великим художником, если бы над ним не довлели все эти ужасные вещи. Я не думаю, что боль сделала его уникальным – напротив, рисование было одним из немногих приятных моментов в его жизни.
Чтобы творить, нужна энергия, нужна ясность. Вы должны быть в состоянии ловить идеи
Некоторые люди считают, что гнев, депрессия и другие отрицательные вещи придают их творчеству определенную пикантность. Они думают, что должны держаться за страх и гнев, только чтобы вложить их в работу. Им не нравится мысль о счастье. Их просто тошнит от подобной идеи, будто бы счастье лишит их уникальности или мощи.
Если вы художник, вы просто обязаны знать про гнев, но при этом вы не должны испытывать ограничения, которые он с собой приносит. Чтобы творить, нужна энергия, нужна ясность. Вы должны быть в состоянии ловить идеи. Вы должны быть сильным человеком, чтобы бороться с невероятным давлением и стрессом этого огромного мира.
5. Внутренний свет
Отрицательные эмоции подобны тьме. Что такое тьма? Вы смотрите на нее и понимаете, что она ничем не является. Это отсутствие чего-либо. Вы включаете свет. Тьма отступает.
Но солнечные лучи не помогают избавиться от негативного настроя. Они прогоняют тьму. Какой же свет нужно включить в таком случае? Конечно, свет чистого сознания, свет себя, свет единства.
Не боритесь с тьмой. Не беспокойтесь о ней. Включите свет, и темнота отступит. Освободите свет чистого сознания – уйдет и негативный настрой.
Вы можете сказать: свежо предание. Но это самая настоящая правда.
6. Ограничения
Подчас именно ограничения заставляют ум работать. Если у вас куча денег, вы можете расслабиться и решать любую проблему при их помощи. Вам не нужно много и усиленно думать. Но когда перед вами стоят ограничения, вам приходится придумывать креативные и недорогие решения.
Мой друг Гэри Д'Амико работает со спецэффектами. Он обожает все взрывать. Именно он уничтожил дом в фильме «Шоссе в никуда». И у него даже не было необходимых средств! А я понятия не имел, что мы будем взрывать дом. Продакшен-менеджер спросил меня, будем ли мы его сносить, нужно ли нам что-то со съемочной площадки. И я спросил: «Сносить?» Тут же включился мыслительный процесс. Я подошел к Гэри: «Что будет, если я захочу взорвать дом?» Его лицо озарилось.
Он ответил: «Хорошо бы ты мне сказал пораньше. Я не знаю, что у меня осталось в запасе. Хотя… да. Да, мы сделаем это!» Он пошел внутрь и использовал все то, что оставалось у него в загашнике. Это было просто прекрасно. Если бы он знал заранее, у нас бы не получилось такого эффекта. Взрыв оказался мягким. Вещи разлетелись на сотню футов. А потом мы поставили кадры в обратном порядке. Вышло чудесно.
7. Красота
Когда вы видите старое здание или ржавый мост, вы наблюдаете процесс кооперации человека и природы. Если вы покрасите здание, магия исчезнет. Однако если ему разрешают стареть, значит, в процессе участвуют и человек, и природа. Это так естественно.
Однако людям и в голову подобное не приходит. Исключение составляют редкие художники-декораторы.
8. Держите ритм
Это очень сложное дело. Вы хотите заниматься искусством, но вам надо на что-то жить. Поэтому у вас есть работа, а сил на искусство подчас не остается.
Но если вы по-настоящему его любите, вы будете продолжать несмотря ни на что. Мне очень повезло. На моем пути мне встречались люди, стремившиеся помочь. Вы получаете помощь, потому что достигли чего-то, и очень важно не останавливаться.
Да, мне сопутствовала удача. Но вот что я скажу: найдите работу, которая оставит вам время, высыпайтесь, ешьте и работайте. Очень много наслаждения в том, чтобы заниматься любимым делом. Возможно, вам откроются двери, и вы найдете способ творить на постоянной основе. Надеюсь, так оно и будет.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?