Warning: DOMDocument::loadHTML(): Tag noindex invalid in Entity, line: 1 in /var/www/vhosts/navolne.life/httpdocs/templates/amp.php on line 219
Янина Жеймо пришла к актерской профессии с арены цирка. За ней стояло три поколения цирковых артистов, она сама с трех лет выступала вместе с родителями и старшими сестрами. Однако судьба распорядилась так, что блистать Янина стала не под куполом, а на экране. И одна роль стала для нее самой знаковой, увековечив актрису в памяти миллионов зрителей необъятной страны.
Начало пути актрисы
Янина Жеймо родилась в 1909 году в Волковыске. Тогда это была территория Польши, теперь — Беларуси. С раннего возраста ей пришлось испытать все тяготы цирковой жизни — постоянные переезды, выступления без выходных, голод, опасные трюки, травмы. У девочки даже никогда не было кровати, но была масса обязанностей и непосильной работы. Она пела и танцевала, показывала акробатические номера, играла на музыкальных инструментах и умиляла публику своим талантом.
Миниатюрную девочку любили зрители, ее постоянно вызывали на бис, ей прочили великое цирковое будущее, но судьба решила иначе. Янине было 13 лет, когда от инфаркта умер ее отец, семейная труппа распалась. Девушка решила покончить с цирком и поступила в школу киноактеров в Петрограде. Когда на экзамене ее спросили, сколько она выступает, девушка честно сказала: «12 лет из своих 15». Такого стажа не было ни у одного члена комиссии.
Первый брак и первая роль в кино
Студенткой Янина встретила своего первого мужа — молодого актера Андрея Костричкина. У них родилась дочка Яночка, но брак не продержался долго. Супруг не был готов к семейным обязанностям, он предпочитал посиделки с друзьями и преферанс, а Янине, росшей в цирке, были ненавистны кутежи и неустроенность быта. Ей хотелось, чтобы у дочери было то, чего лишила ее судьба, — свой дом, порядок, тихие семейные радости, настоящее детство.
В 1925 году Янину Жеймо впервые пригласили в кино. Это был фильм «Разбудите Леночку», где актриса должна была сыграть 12-летнего подростка. Она тщательно готовилась к роли, входила в образ. Это у нее получилось настолько хорошо, что местные мальчишки спутали ее с девчонкой и "надавали кренделей". Даже садовница, отбившая Янину, не догадалась, что это взрослая 25-летняя женщина. Она утерла ей нос и приказала не реветь.
Второй брак и жестокое предательство
Со вторым мужем Янина первое время была абсолютно счастлива. Ее избранником стал режиссер Иосиф Хейфиц. Она растворилась в своей любви, в семье, всю себя отдала воспитанию детей (в браке с Иосифом у нее родился сын Юлий). Во время войны мужа и детей эвакуировали на юг, а сама актриса осталась в Ленинграде. Она давала мини-спектакли перед ранеными солдатами, в госпиталях, ночью тушила зажигательные бомбы на крыше дома. Она голодала, но выжила, встретив освобождение в 1942 году.
После блокады Янина Жеймо поехала к любимому и детям в Казахстан. Добиралась на перекладных два месяца, взяв с собой только самое ценное для нее — вещи мужа. Но пока она добиралась, Иосифу Хейфицу сообщили о ее гибели. Ему сказали, что супруга погибла — ее поезд разбомбили. Но горевал «вдовец» недолго, и уже через две недели обзавелся новой женой. Когда Янина Жеймо приехала и узнала, что ее муж уже живет с другой, она была морально убита.
Сам Иосиф, поняв, что произошла ошибка, несколько раз бросался к жене в ноги, умолял простить, но та была непреклонна. Ее дочь Яна позже вспоминала: «Предательство стало страшным ударом для мамы. Ни война, ни бомбежки и голод не могли ее сломить, а он смог. Мама буквально утратила дар речи, не разговаривала, не ела, просто умирала». Актриса впала в тяжелейшую депрессию, не узнавала никого, не ориентировалась в пространстве. Из этого состояния ее постепенно вывел ее друг — режиссер Леон Жанно. Спустя много лет он стал третьим мужем Янины — самым верным и любящим.
Знаковая роль Золушки
Режиссер Надежда Кошеверова подбирала актеров для своей экранизации старой сказки «Золушка». Все роли были расписаны, оставалось только найти главную героиню. Поначалу режиссер отсматривала 16-летних девушек, потом актрис постарше, но ни одна из них не годилась. Когда Кошеварова увидела Янину Жеймо, та только что вернулась после эвакуации. Она была худенькой, изможденной и больной. Но именно этот образ сразил режиссера, она поняла, что это и есть ее Золушка. Актрисе на тот момент было 37 лет.
Янина Жеймо удивилась такому предложению, но отказываться не стала. Евгений Шварц написал новый сценарий — специально под актрису. В итоге получилась та самая сказка, которую по сей день помнят и любят зрители. Правда, Янина Жеймо не всегда соглашалась со сценарием. Она критиковала его за лишнюю слащавость, говоря: «У вас какая-то сиропная Золушка получается». Были сцены, которые она наотрез отказывалась играть.
Например, по сценарию Золушка тихо и покорно помогает надеть туфельку сестрам. Но Жеймо запротестовала: «Она же любит принца! Она бы не смогла разрушить свое счастье так просто!» Шварц переписал сценарий так, чтобы Золушка сначала твердо заявила: «Ни за что!», а потом согласилась только после угрозы мачехи бросить отца в тюрьму.
Сказка была необходима людям
В послевоенных условиях разрухи жизнь людей была тяжелой, киношникам же необходимо было представить в кадре дворцовую роскошь. Тогда отовсюду собирали по частям мебель — старинные столики, будуары, стулья, но их оказалось немного. Весь антиквариат в пору блокады сгорел в печках, чтобы люди не умерли от холода. Роскошные платья аткрисам шили из штор, прямо как знаменитый наряд Скарлетт О’Хары.
Съемочный павильон не отапливался, «придворные» кутались в одеяла между дублями, дрожали. Янина Жеймо и ее друг Игорь Клименков (тот самый паж) сидели в карете-тыкве. Позже актер вспоминал: «Она была ну просто как девчонка, только курила много. Мы постоянно болтали, сидя в тыкве. Я был по-детски влюблен». Наивное и милое лицо актрисы, ее миниатюрность вводили всех в заблуждение, но сама Янина боялась, что ее возраст заметен. Она упрашивала снимать ее в полумраке и только во второй половине дня.
Неугодная властям
Драматург Евгений Шварц вспоминал, как после премьеры фильма Янину Жеймо встречали зрители: «На Невском было прохожих - не протолкнуться. Яничка, маленькая такая, в платье белом и соломенной шляпке. И тут я замечаю в ужасе, что уже огромная толпа нас окружила. Люди смотрели на нее как на сущность из иного мира — сама Золушка перед ними. «Ножки, ножки какие!» — буквально простонала одна дама, все были как зачарованные…»
Зрители сразу же полюбили добрую Золушку, но одному, самому главному человеку она не понравилась. Хрупкая Янина привела в негодование Сталина. Он сказал: «Героини такими не бывают!» С тех пор актрису не выдвигали ни на одно звание, она не была даже заслуженной артисткой, не говоря уже о народной. Сама Жеймо относилась к этому спокойно — она знала, что зрители и коллеги любят ее и узнают без всяких званий и регалий. Даже сейчас фильм «Золушка» вызывает у зрителей самые теплые эмоции и уводит в чудесный сказочный мир, где все решала только любовь.