Это характерно как для масштабных "лофт-проектов", так и для обычного жилья, в том числе и загородного: кладка "под старину", кирпичные стены, увитые плющом, живописные "башни-руины" по примеру Павловска или Гатчины... Воплотить в жизнь "винтажный" кирпичный проект не так уж и сложно. Но для начала неплохо бы знать принципы старинной кладки, чтобы объяснить их каменщикам (что уж там говорить - часто эти последние плохо знакомы даже с общепринятыми технологиями, что уж говорить о старинных, экзотических).
Сперва определимся с "кирпичными" терминами, связанными техникой старинной кладки (иначе это называется перевязкой). Итак, техминимум: наименьшая по площади грань кирпича называется "тычок", наибольшая (на ней в последние сто-двести лет штампуется заводское клеймо) - "постель", а средняя, видимая всем при обычном способе кладки - "ложок".
Старорусская или польская кладка (ее еще называет "верстовой" и даже "готической") - это чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах.
Многие старые здания в Москве построены именно так, но ко времени закладки Санкт-Петербурга эта технология стала уже отступать перед той, что используется сейчас. Есть и "тычковая" техника перевязки - здесь на поверхности кладки видны только тычки. В XVII - XVIII веках тычковая техника применялась только там, где требовалось устроить закругленные углы или криволинейные стены (скажем, так возводились башни и башенки), хотя не возбранялось строить так и целые здания.
Есть и "цепная" техника кладки - это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки строго друг под другом. Если кирпичи располагаются в шахматном порядке (тычки не друг под другом, а строго под ложками) - то такая техника называется "крестовой". Впрочем, цепной перевязкой уже в XIX веке пользовались редко.
Чисто "ложковой" перевязкой поначалу выкладывались только печные трубы (как менее капитальное сооружение). Там все ряды сложены из ложков.
Стоит сказать несколько слов и о растворе, которым скреплялась старинная кладка. Легенды о "яичном желтке", который якобы добавляли в известь, не слишком-то подкреплены фактами (скорее всего, яйца если и входили в смету, то до кладки не доживали). Зато известно точно, что для приготовления строительного раствора в XVII - XIX веках применялась жирная известь и горный (реже речной) крупный песок. Также в раствор добавляли толченую черепицу, битый белый камень или тот же кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски и фактуры, на что тоже обращалось большое внимание. И только с конца XIX века на стройке начинают применять цемент и более сложные строительные растворы, сходные с сегодняшними.
Старинную кладку легко отличить от нынешней хотя бы по способу выполнения швов.
Самый древний способ обработки швов - затирка - использовался до начала XIX века. Известью наполняли все пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы совершенно скрывались (вероятно, тогдашние строители и архитекторы не находили никакой особой красоты в кирпичной кладке, зато стремились избежать попадания воды в шов - дабы избежать последующего разбухания и вымерзания в зимнее время). С середины XVIII века стали применять прямую одностороннюю подрезку - при таком способе кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления. Позже появилась "подскребка" - способ, при котором наряду с обработанными швами встречаются необработанные. Была и "прорезка" - очень редкий шов, говорят, что его до сих пор можно увидеть в старинных кладках московского Арбата... Особого смысла в таких изменениях, вероятно, не было, и речь здесь может идти скорее об изменении вкусов публики или о своеобразной "моде".
Теперь, когда мода на винтажный кирпич снова частично возвратилась, можно говорить и о такой процедуре, как искусственное "старение" стены. С посильным использованием, разумеется, всех вышеперечисленных техник.
Опытные каменщики-реставраторы заявляют: для того чтобы получить "состаренный" кирпич, понадобится определенный инструментарий. Итак, нужно взять долото и молоток; крупнозернистую наждачную бумагу; строительную кислоту; парафин и (или) воск; паяльную лампу; губку; мох; акриловую краску. Долото и молоток понадобится для оббивания слишком ровных граней кирпича. Паяльная лампа пригодится для "обугливания" кирпичной кладки. В щели кладки можно набить обыкновенный зеленый мох - а швы затереть землей. После чего неплохо бы защитить получившийся "винтаж" восковой (парафиновой) смесью, разведенной на скипидаре.
Впрочем, в строительных магазинах продается даже специальный состав для кирпичной кладки "под старину". Там же продаются декоративные кирпичи - вооружившись ими, можно попытаться сымитировать "старорусскую" или "цепную" кладку.
Легенды о качестве старой кирпичной кладки имеют под собой почву. Но чаще всего прочность связана не с "яичным желтком" в растворе, а со вполне серьезными технологическими приемами. Например - стягивающие здание балки и спицы. Мало того: на спицы часто нарезалась резьба, и соответствующие гайки (иногда похожие на декоративные "колеса") крепко стягивали стены. Еще один секрет: в кладку через каждые пять рядов кирпичей вживлялась арматура - длинный металлический трос, проходящий по всей длине здания.
опубликовано econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
/* */