Знакомьтесь: Аваддон.
Иоанн был одним из апостолов Иисуса Христа, которые написал много текстов, легших в основу Книги Откровения, где описываются видения конца света. Именно из Откровения Иоанна мы узнаём, что ангел смерти — это не дьявол, а Аваддон, предводитель падших ангелов, посланный Богом терзать Землю и человечество в наказание за грехи.
Упоминания Аваддона в Ветхом и Новом Заветах проливают свет на жуткую роль, которую архангелы должны сыграть в судный день, что не очень вяжется с христианским представлением о любящем Господе Боге.
А ещё страшнее то, что в гностических текстах Аваддон играет ключевую роль в сотворении человека, собирая глину, из которой Бог слепил Адама. Так что вполне логично, что именно Аваддон будет собирать души и нести их на страшный суд к Богу.
В общем, Сатана — персонаж, конечно, жуткий, но он не идёт ни в какое сравнение с ангелом смерти, которому сам Бог поручил пытать грешников!
Вот 11 фактов об Аваддоне:
1. В Откровении Бог отправляет Аваддона терзать Землю.
Считается, что Иоанн написал Откровение, когда жил в изгнании на острове Патмос. Там ему якобы явилось видение «Дня Господня», или конца света. В Откровении Иоанн пишет, что падшие ангелы будут спущены на Землю, чтобы творить бесчинства и сеять мучения во время апокалипсиса.
Аваддон (или Аполлион по-гречески) появляется в Откровении после того, как протрубил пятый ангел, в роли предводителя падших ангелов. Согласно Иоанну, Аваддон обрушит на людей Божий гнев.
2. Аваддону дозволено мучить людей.
Хотя библейские переводы порождают немало споров, в одном все учёные сходятся: власть Аваддона неограниченна. В Откровении 9:4 сказано:
«И сказано было ей [саранче], чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих».
Дальше уточняется, что Аваддону и его саранче «дано... не убивать их [людей], а только мучить пять месяцев». Но всё равно право Аваддона мучить людей звучит угрожающе. В Откровении 9:6 про эти мучения сказано:
«В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них».
3. В некоторых переводах его имя означает «Ангел Смерти».
Хотя «Аваддон» означает «разрушитель» или «разрушение», многие считают Аваддона ангелом смерти. И хотя есть мнение, что Аваддон — это название местности, чаще всего его всё же относят к падшим ангелам. Его задача — руководить уничтожением Земли в судный день.
В Книге Иова 28:22 Аваддон упоминается наряду со смертью и впервые описывается как существо, а не местность.
4. По некоторым библейским переводам, Аваддон — подчинённый Сатаны, а не ангел Божьего воинства.
Если вы знакомы с Торой или Библией, то знаете, что Сатана стремится уничтожить творения и создания Божьи. И хотя в Торе Сатане посвящено не так много стихов, его присутствие в тексте несомненно.
В Откровении сказано, что во время конца света Бог выпустит демонов из Ада. Все люди, у которых на лбу не будет Божьей печати, будут отданы на растерзание Сатане и его демонам.
Здесь Сатана выступает главным антагонистом Бога, а Аваддон служит предводителем демонов, насланных на Землю. Аваддон — фигура спорная: в одних толкованиях он — приспешник Сатаны, в других — ангел смерти, действующий по наставлению Бога.
5. Аваддон и Люцифер — разные персонажи, но у них много общего.
Согласно некоторым библейским толкованиям, Люцифер (Сатана) и Аваддон — это одна и та же фигура. Однако многие богословы указывают на конкретные стихи Откровения и других библейских книг, где Аваддон явно описывается как отдельное существо.
Например, один стих гласит:
«Царем над собою она имела ангела бездны».
Речь идёт о саранче, которую Бог спустил на Землю во время конца света.
Некоторые исследователи соотносят этот стих с Притчами 30:27, где сказано, что у саранчи нет царя. То есть если Люцифер выступает царём Ада, то Аваддон — предводитель демонической саранчи, призванной мучить тех, кто лишён Божьей печати.
Многие также цитируют Послание к Ефесянам 6:12, где упоминаются козни (т. е. прислужники) Сатаны. В общем, вряд ли Аваддон и Люцифер — одно лицо, хотя у них много общего.
6. Аваддон правит одноимённой бездной.
Как в иудейской, так и в христианской традициях Аваддон олицетворяет не только падшего ангела, но и само место разрушений. В Книге Иова 31:12 еврейское слово «Аваддона» обозначает адскую бездну: «это — огонь, поядающий до истребления».
Некоторые считают, что Аваддон — это одновременно и существо, и бездна, которой оно правит.
Иоанн описывает эту бездну в Откровении:
«Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих».
7. В некоторых текстах Аваддон — это просто место для потерянных душ.
Некоторые полагают, что Аваддон — это просто название безнадёжной бездны типа Ада. В пользу этой теории говорит тот факт, что Сатана правит Адом, а Аваддон (разрушение) — это ещё один синоним царства мучений Сатаны.
Эта теория тоже опирается на пассаж из Книги Иова 31:12, где речь идёт об истребляющем огне.
Ещё один аргумент в пользу этой версии — Псалом 87:12, где говорится:
«Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?»
«Место тления» по-еврейски — Аваддон.
Однако в Книге Иова Аваддон описан как разумное существо. Стих 28:22 называет его воплощением смерти, которое может говорить и слышать. Впрочем, в «Библейских древностях» Филона Аваддон описывается как место.
8. В гностическом тексте Аваддон присутствует при воскресении Иисуса.
Аваддон часто используется как синоним смерти, но специалисты по гностическим текстам отмечают, что Аваддон присутствовал у гробницы Христа в момент его воскресения. В гностических документах ещё сложнее понять, выступает ли он ангелом в Божьем воинстве или прислужником Сатаны.
В Евангелии от Варфоломея Аваддон приходит к Иисусу в загробном мире после смерти. Но Иисус смеётся в лицо Аваддону, что приводит его и его сыновей в ужас. Когда Иисус восстаёт из мёртвых, Аваддон и его сын Чума пытаются защитить преисподнюю. Однако Иисус покидает Ад и оставляет там всего три души: Ирода, Каина и Иуду.
9. В гностическом тексте Аваддон — ангел, собравший глину для сотворения Адама.
В другом гностическом документе — Деяниях Фомы — Аваддон играет важнейшую роль в сотворении человечества. Он получает задание собрать глину, из которой Бог затем лепит Адама. В тексте он назван стражем, которого боятся все ангелы, демоны и телесные сущности.
Кроме того, там сказано, что в судный день Аваддон отнесёт души в Иосафатову долину, где Бог свершит над ними последний суд. Для тех, кто доверяет гностическим текстам, это лишь запутывает дело, потому что тут Аваддон снова описывается очень похожим на Люцифера.
10. Аваддон противоречит христианскому представлению о вселюбящем и всепрощающем Боге.
Аваддон — во многом запутанная фигура, но одно ясно: он очень страшен. Его задача мучить людей, не отмеченных Божьей печатью, кажется несовместимой с христианским представлением о всемилостивом и вселюбящем Боге.
Непонятно, как Бог может сотворить и любить всё живое и сущее, а потом обрушить на человечество такого монстра, как Аваддон. Согласно Откровению Иоанна, в судный день (назначенный Богом) Аваддон получит пять месяцев, чтобы создать сущий Ад на земле.
При этом неясно, по какому критерию люди должны будут заслужить печать на лбу, но зато ясно, что Аваддон играет главную роль в наказании человечества.
11. Он упоминается в свитках Мёртвого моря.
Кумранские рукописи (или свитки Мёртвого моря) содержат упоминание Аваддона в разделе благодарственных гимнов. Это были первые тексты, расшифрованные после обнаружения свитков в 1947 году, и в них Аваддон может пониматься как один из правителей Ада либо как место разрушений.
А вы когда-нибудь слышали об Аваддоне?
/* */