О детском всемогуществе и взрослом смирении

19.11.2017 17:45

Детская идея всесилия

 

Считается абсолютно нормальным детская вера в родительское всемогущество. Я думаю, каждый сталкивался так или иначе с детским переживанием «Папа, все может».  

У Мак-Вильямс в этом отношении есть замечательный пример про дочку, которая устроила матери скандал за то, что та не могла остановить дождь, который мешал ей пойти на улицу.

Такая детская вера во всесилие родителей, тем не менее, начинается гораздо раньше.

 

Эрик Берн указывал в одной из первых книг, что наша архаическая психика зиждется на трех китах: всемогущество, бессмертие и … (что-то в этом роде,  не помню, позабыл).

Я не знаю, почему так устроено. Наверное потому, что это самая простая для понимания своих возможностей конструкция. Детям (с едва только проклевывающейся психикой) изначально кажется, что они всесильны, а после им кажется, что всесильны их родители. И от идеи всесилия не так-то легко отказаться.

Вообще быть всесильным весьма увлекательно и безопасно. Ничто тебе не угрожает и каждое твое желание будет исполнено. Сказки очень хорошо эксплуатируют это успокаивающее лекарство, предлагая персонажей в виде волшебников, джинов, жар-птиц и пр.

Ребенок, чья активность и эмоциональность еще не может полностью оттормаживаться головным мозгом, ощущает себя всесильным. Я бы даже сказал – вынужден. И это происходит, каким бы он ни был: больным, здоровым, с одной ногой или рукой, умственно отсталым или сверходаренным.

 

Представьте, что вы впервые сели за руль и узнали, что есть только одна педаль газа. Вы нажимаете её и машина едет. Это вызывает восторг и вы жмете эту педаль все больше и больше, все больше и больше, так что она утопает в полу. Собственно даже не приходится поглядывать на дорогу, а какая разница - машина ведь несется.

Вот так приблизительно работает детское всемогущество. Он не спускает ноги с педали и готов давить все перед собой (но не потому, что хочет, а потому что, в общем, не сильно дифференцирует реальность).

Задача родителей, в свою очередь, создавать детям представления о дороге и других людях, чтобы к тому времени, когда появится педаль тормоза (а она появляется не сразу, мозг рождает её не сразу), ребенок мог эффективно гонять по трассе, а не давить кур  и мусорные баки и таранить стену.

Всемогущество, с другой стороны, - главное достояние архаического мира. «Я все могу», «У меня все получится», «Никто со мной не справится», «Все игрушки мои», «Никто не смеет мне перечить».

Соответственно, в ситуации неудачи (когда вдруг оказывается, что игрушки не твои и ни черта с первого раза не получается) реакция психики превращается в конструкцию: «Я плохой». «Я никакой», «Я никто», «У меня нет совсем игрушек».

Тут очень интересно, ведь по логике разумнее, чтобы ребенок подумал «Я слабый», «А почему у меня не получается?», «Что мне нужно сделать иначе?», «Наверное, и правда, игрушки чужие». Но «Я слабый» и другие похожие конструкции слишком сложны для ребенка и потому ему проще драться, ругать себя и страдать, чем смиряться со своими ограничениями. Он, в общем-то, и границ не видит.

Смирение вообще сложнейшая для ребенка операция, которой обязаны научить его родители. Это их обязанность внушить, объяснить, убедить добраться до конструкций: «Я слабый», «А почему у меня не получается?», «Что мне нужно сделать иначе?». Ведь все эти рассуждения  - достижения культурного мира, к которому общество стремилось очень долго. Ведь по началу проще было убивать неприятных людей (как форма проявления своей всесильности) и только потом люди додумались договариваться и общаться.

Если же ребенок не сможет понять, что у него есть как возможности, так и ограничения, то и дальше в жизни он обречен биться головой о стену, стенать, орать, визжать, калечить себя и других при неудачах. Он становится заложником своих архаических убеждений и архаического мира о своем всесилии.

Неудачи будут формироваться в позиции «Я плохой», «Вы плохие», «Мир плохой». А вслед за этим будет развиваться поведение несчастной всемогущей архаической психики в условиях развитого и культурного общества, которая никак не может понять: «Я ощущаю себя всемогущей, но у меня не все получается. Как это? Значит что-то не так: либо я непоправимо плохой, либо другие».

И развивается неадекватная агрессия в одну или другую сторону. Самообвинение и аутоагрессия имеет похожую природу.

В то же время всемогущество всегда рядом с нами. Обвешенное культуральными украшениями оно проявляется в виде веры победы в казино, веры в свою фортуну, всемогущую судьбу, приметы. 

Всемогущество помогает лишаться тревоги, но относится оно к первичным механизмам защиты, спасающих нас от фрустрации, которую вызывает сложный и противоречивый мир.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Дмитрий Котляров 

/*

Источник

*/