Притча о Художнике, замаскированная под бытовой анекдот
Притча расшифровывается с помощью основных понятий гештальт-терапии. Сейчас я расскажу Вам один довольно старый анекдот, который, как и многие старые анекдоты, является метафорой, притчей. Не спешите читать мой комментарий к этой истории. Постарайтесь подумать над ней сами — на какие мысли, кроме самых поверхностных, она сможет Вас натолкнуть при первом ознакомлении?
Итак, история...
Жили-были три старушки, три старинные приятельницы — Петровна, Васильевна и Патрикеевна.
И вот как-то раз, позвала Васильевна в гости своих подруг и, зная свою старческую забывчивость, повесила в кухне, на холодильнике, записку: «Не забыть напоить гостей чаем»... Очень уж переживала Васильевна за свой склероз. Пришли гостьи. Посидели, поговорили, Васильевна потопала на кухню и видит, на кухне записка: «Не забыть напоить гостей чаем». Хлопнула себя по лбу, достала с полки красивую коробку с ароматным чаем, ополоснула кипятком чайничек, вынула баранки, конфеты «Мишка на Севере» и немецкие фарфоровые чашки...
Напоила гостей чаем. Посидели, поговорили...
Васильевна потопала зачем-то на кухню и видит: записка... «Не забыть напоить гостей чаем»... Хлопнула себя по лбу (Ох! Чуть было не оплошала)...
Достала с полки красивую коробку с ароматным чаем, ополоснула кипятком чайник, вынула зефир в шоколаде... напоила гостей чаем. Посидели, поговорили...
Васильевна (ощутив странную тревогу) потопала на кухню и видит: точно сердце чуяло — записка! «Не забыть напоить гостей чаем».
Достала чай ароматный, нарезала хлеб, сыр, колбасу, ополоснула старинные фарфоровые чашки, положила в серебряную вазочку кусковой сахар — напоила гостей чаем. Посидели, поговорили, да уж домой засобирались...
Распрощались, расцеловались. А на лестничной клетке говорит Патрикеевна Петровне: - Мда, совсем стара стала Васильевна. Одряхлела, хозяйство запустила...
Даже чаем напоить не смогла.
А Петровна Патрикеевне в ответ: - А мы что, разве у Васильевны были?
***
Почему эта история называется «Притча о Художнике»? Кто тут художник? Как кто? Конечно, радушная и гостеприимная Васильевна. А Петровна с Патрикеевной — они, того, — «зрители с попкорном».
Васильевна, как и все настоящие Художники, имеет обострённое чувство Прекрасного (если Вы заметили). И её (как и всех Художников) опять же, не миновали муки сомнения в своём таланте и демон перфекционизма.
Маразм и склероз Васильевны (которые ей, перфекционистке, в тягость) — как Вы поняли, однако же — мнимые... Они —мнимые — по очень Большому, гамбургскому счёту.
Потому что самые главные маразматики и склеротички здесь те, кто не помнят ни добра, ни того, кто это добро им сделал.
Маразм и склероз Васильевны не мешают ей БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНОЙ В МОМЕНТЕ «ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС». А что ещё нужно любому человеку? Есть ли у него ещё что-нибудь, кроме этого момента? Где ему быть безупречным? В прошлом, которого уже никогда нет или в будущем, которое ещё не настало и которое ткётся из нашего настоящего? Маразм и склероз Петровны и Патрикеевны — это, однако, типичные свойства Зрителя.
Когда мы не Художники, мы всегда — Зрители.
Когда мы Зрители — мы всегда ведём себя как героини этого анекдота. Поэтому человек хоть иногда должен выступать в ипостаси Художника. Чтобы не прожить жизнь вечно жующим неблагодарным Зрителем. Чтобы получить шанс на БЕЗУПРЕЧНОСТЬ...
Эта притча созвучна душе каждого Художника. А каждый человек, в какой-то мере — Художник. И вот чему она учит:
- «Делай, что должно, и будь, что будет»;
- Не ожидай хвалы от зрителей. Первые — так и не разглядят твоих трудов. Вторые, позаимствовав твои труды, — через час забудут твоё имя;
- Будь безупречным во всём, что ты делаешь «здесь-и-сейчас». Нет никакого «вчера». И нет никакого «завтра»;
- Находи радость в том, что ты делаешь, тогда, когда ты это делаешь. И ты будешь счастлив в каждый момент своей жизни...
***
Человек Суеты готовит прекрасную чайную церемонию в расчёте на будущую похвалу, славу и почёт. Его удел — слёзы разочарования. Его труд — напрасен.
Просветлённый знает уже наперёд, что его труд — напрасен. Однако он всё равно готовит свою чайную церемонию — в расчёте на скорое забвение, хулу и короткую людскую память.
Зачем же он это делает, чудак? Видите ли, ему нравится сам процесс открывания старинной жестяной банки. Он хочет наполнить своё ускользающее мгновение «здесь-и-сейчас» запахом высушенных цветов жасмина. А чем наполните это мгновение Вы? опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
©Елена Назаренко
/* */