Марокко: такая работа. Фоторепортаж

07.10.2017 17:45

“If you think your job sucks, think again”

Через пару дней после приезда в Марокко, мы оказались в Фесе – старейшем городе страны с населением около миллиона человек. Среди прочих достопримечательностей, очень хотелось посмотреть, как происходит выделка кож домашних животных, разноцветные изделия из которых заполняли узкие улочки медины Феса. Словом “медина” в странах Северной Африки обозначают старую часть города, построенную во времена арабского владычества в 9-м веке.

Фес и здесь впереди планеты всей, его медина крупнейшая в мире. Как правило, медина окружена стеной. Обычно внутри медины довольно узкие улицы (иногда менее метра шириной), которые образуют настоящие лабиринты. В связи с этим автомобильное движение в мединах невозможно, а иногда затруднено и движение двухколёсного транспорта. Узость и запутанность улиц служила дополнительной помехой на пути возможных захватчиков города.

 

На руках у нас была схема города, сверяясь с которой благополучно добрались до кожевенного кооператива (tannery) где-то в центре медины, даже умудрившись не потеряться. Кстати, по старому городу бегают местные мальчишки, готовые за 10 дирхам вывести незадачливых туристов из лабиринтов. Заплатив по 20 дирхам (=8 Dh) парням на входе, мы ступили на территорию красилен-дубилен. Выглядят красильни живописно: несколько десятков средневековых каменных ванн, в которых, как и столетия назад, красят кожу.

Ванны находятся в просторном внутреннем дворе, прямо под открытым небом, так что работают здесь только тогда, когда нет дождя. А поскольку дождь в Фесе – событие редкостное, работа идет практически постоянно.

 

Запах витает специфический, отдающий гнилью и сыростью. Особо чувствительные натуры могут попросить у ребят на входе по пучку мяты, чтобы прикладываться время от времени. В этой зловонной атмосфере ремесленники Феса обрабатывают ценное сырье. С момента появления кожевенных цехов в городе прошло более тысячи лет. За это время технологический процесс почти не изменился. Как и тысячу лет назад, секреты дубления кожи местные мастера передают из поколения в поколение. Как и их прадеды и деды, они работают только со шкурами тех животных, употребление в пищу которых разрешено Кораном (pigs are safe :) В Марокко занимаются обработкой и выделкой коровьей, верблюжьей, овечьей и козлиной кожи.

Несколько раз в день в дубильню привозят новые партии шкур из окрестных скотобоен. Перевозка осуществляется на самом популярном и дешевом местном транспорте – на ослах. Первый этап кожевенного производства – замачивание. Происходит это в небольших белых ваннах с раствором извести и воды. В этом растворе шкуры отмокают от двух дней до нескольких недель. Все зависит от их типа. Быстрее и легче всего отмокают шкуры овец и козлов, труднее и дольше всего – верблюжьи. Правда верблюжьей кожи стало меньше, потому что в Сахару теперь ездит много туристов, и бедуинам гораздо выгоднее катать их на верблюдах, чем сдавать верблюжьи шкуры сюда.

После замачивания, ценный материал оказывается в руках у подмастерьев, которые вручную избавляются от остатков шерсти. На их языке это называется «брить товар». Шерсть, остающуюся после бритья, называют «мертвой». Ни связать, ни выткать из нее уже ничего не получится, но она тоже идет в дело. «Мертвую шерсть» высушивают, и набивают ею кожаные пуфики – очень популярный среди туристов марокканский сувенир.

При необходимости, замачивание и бритье шкуры может повторяться не один, а три или даже пять раз. Кожа, как утверждают местные мастера, любит заботу. По окончании бритья «мягкое золото» заботливо отправляют в огромные барабаны. Там, на протяжении нескольких часов, кожа промывается водой с добавленным в нее соком лайма. Затем заготовки складывают штабелями, разглаживают и высушивают.

Даже в двадцать первом веке кожевенники Феса работают без синтетических веществ. Такая технология становится всё большей редкостью, в то время как на современных заводах используются химические заменители. Для очистки шкуры от шерсти, местные мастера используют негашеную известь, а для придания кожи мягкости в ход идёт обыкновенная соль и куриный, собачий или голубиный помет (помним про запах!).

Все красители для кожи – исключительно натуральные. Делают их из растений. К примеру, для получения желтого цвета используют шафран и кожицу граната. Для получения зеленого – мяту, коричневого – кору мимозы. Ну, а чтобы получился красный цвет – нужна паприка. На покраску овчины и козлины уходит одна неделя. На покраску коровьей кожи – две, а верблюжья кожа в красильных ваннах и вовсе проводит целый месяц.

Время от времени кожу необходимо разминать, чтобы краситель распределился по ней равномерно, и проник как можно глубже. Поэтому в красильни время от времени приходят подмастерья, залезают в древние ванны и топчут кожу ногами.

Рабочий день местных красильщиков устроен своеобразно – они работают не по дням, и даже не по часам, а по кускам кожи. Чем больше кусков они покрасят, тем больше денег получат. Средний заработок – 40 дирхам в день (около 5 долларов).

Сказать, что работа у них вредная – не сказать ничего. Люди по пять-шесть часов проводят под палящим солнцем, стоя по пояс в воде и всевозможных растворах. Работа наносит ущерб здоровью, зато приносит пользу карману, поэтому местным жителям приходится выбирать: либо здоров, либо сыт и одет. Большинство делают выбор в пользу последнего.

После того, как процесс окрашивания завершен, кожу долго полощут, а затем раскладывают сушиться под солнцем.

Что касается овечьей и козьей кожи, то она сохнет меньше, чем за сутки. Коровья высыхает за полтора дня, ну а дольше всех сохнет кожа все тех же верблюдов.

После многочисленных мучений, из кожи делают яркие товары, в основном, конечно же бабуши – марокканские тапки без задника.

Покупая очередную пару в качестве сувенира домой, не будем всё же забывать, что кто-то за них расплачивается своим здоровьем.опубликовано econet.ru

 

Место съёмки: Фес, Марокко

/*

Источник

*/