Все люди очень любят давать советы. И практически все эти же люди прекрасно отдают себе отчёт в том, что давать советы — это моветон. Но как хочется!
ДЛЯ ЭТОГО «СОВЕТЫ» ДАЖЕ ПЕРЕИМЕНОВАЛИ ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ В БОЛЕЕ БЛАГОПРИСТОЙНЫЕ И НЕ ТАКИЕ ОДИОЗНЫЕ: «РЕКОМЕНДАЦИИ», «КОНСУЛЬТАЦИИ», «ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ».
Некоторым людям так нравится давать советы, что они прямо идут работать на соответствующие должности и выбирают соответствующие профессии. Там, где их никто не одёрнет и не посмеётся над ними — не посмеют, типа — имеют право — что тут возразишь?
Такие «работы», на которых «работают» эти люди, называются условно «человек-человек».
Это и педагоги, и священники, и врачи, и инструкторы по фитнесу, и косметологи, и психологи всех мастей...
Однако ж, даже находясь под защитой такого ремесла, умные люди всё-таки чувствуют:
когда они дают СОВЕТЫ, во Вселенной происходит что-то не то...
Как будто бы двое сильных отнимают у одного слабого деньги на школьный завтрак. Как будто шлюха рассуждает о безнравственности моды на голый пупок...
Поэтому даже в психотерапии возникло целое движение против «советов». Это имеет и свои неприятные последствия. Потому что, как бы ни были плохи советы, мы без них не можем жить. Как бы мы ни ругали советы и не смеялись над людьми, их дающими, мы всё равно жаждем совета — простой и понятной рекомендации. Выпишите-ка рецептик да попроще. Поэтому такой популярностью пользуются разнообразные шоу на ТВ, поставившие удовлетворение этой нехитрой человеческой жажды на поток.
На Западе, всех специалистов, занятых в так называемых «помогающих профессиях» (профессиях типа «человек-человек») давно уже учат тому, как давать хорошие советы, исходя из мысли о том, что —
не давать советов никому и никогда — жестоко и практически невозможно, а давать плохие советы — постыдно и губительно для репутации.
Для достижения этого компромисса существует одна замечательная игра-тренинг, которую я Вам сейчас и порекомендую, как свою любимую. Я горячий поклонник салонных игр. Они сродни командным тренингам, но не столь навязчивы и всегда бескорыстны. Если Вы — человек, который находится в зоне риска (то есть Вам приходится давать людям советы и Вы не знаете, когда в очередной раз ляпнете глупость) и более того, среди Ваших знакомых и друзей есть такие же люди, то играть в эту психологическую игру вы будете с пользой.
Ну а игра эта называется, внимание, «Петрович и Клава»
В чём суть психологической игры «Петрович и Клава»?
Имеются два виртуальных персонажа.
1. Персонаж №1. Очень позитивная, умная, образованная, «столичная» и опытная — подруга Клава. Когда Вы будете знакомить с этим персонажем группу играющих, обязательно вложите в её образ все лучшие и ценные характеристики — ценные для данной группы. Клава должна быть красива, успешна и вызывать у окружающих зависть и желание немедленно начать ей подражать!
2. Персонаж №2. Муж Клавы (как вариант: её папа, дедушка, младший брат, особенно если наша Клава — юна и играют в игру дети). Петрович — это персонаж-трикстер. Трикстер это тот спутник доброго и мудрого бога, который идёт за ним по следам и всё, сотворённое им, портит. Трикстер насылает на людей болезни, вытягивает слонам хоботы, выпускает злых пчёл, кладёт кучи в рояль и задирает дамам юбки... Трикстер (он же Петрович) хитёр, необразован, непочтителен, недружелюбен и хамоват. Когда Вы будете представлять персонаж Петровича в игре, объясните всем участникам, что Петрович — это тот, кто не любит людей, а старается им только напакостить и потом посмеяться над содеянным исподтишка. А ещё он — хвастлив, недалёк и вообще любит заложить за воротник...
Итак, легенда рассказана, персонажи представлены. Начинаем организовывать пространство самой игры и объяснять правила.
Первый этап психологической игры
Ведущий игры ставит перед участниками проблему. Нормальную реальную проблему — психологическую, житейскую, сексуальную, квартирную, какую хотите... А теперь каждый участник игры, вжившись в образы подруги Клавы и её друга Петровича, должен дать от их лица выдуманные, но нормальные советы о том, как эту проблему разрешить.
Ведущий игры раздаёт каждому участнику карточку с заданием, на которой написано — сколько советов (их всегда ТРИ) и от чьего лица, игроку за время 10 минут предстоит сочинить.
Например:
Карточка №1
Задание. Дать три совета.
Вам нужно дать:
Два совета от Петровича,
Один совет от Клавы
Всё Ваше время пошло, Вы сочиняете.
Второй этап психологической игры
Каждый игрок поочерёдно зачитывает придуманные и написанные им советы. В это время все остальные игроки (с закрытыми глазами, чтобы на формирование их мнения не влияло мнение других!) молча голосуют. Они должны угадать: чей совет сейчас озвучивается — совет от «умной» Клавы или совет от придурковатого, хитрого и злого «Петровича».
В это время Ведущий регистрирует — какие оценки совпали с истиной, а какие — мимо.
Таким образом, результаты своей работы зачитывает каждый игрок и каждый игрок бывает в роли голосующего с закрытыми глазами.
РАЗГЛАШАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВЫДАННЫХ КАРТОЧЕК И СОВЕЩАТЬСЯ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО.
Третий этап психологической игры — обсуждение
теперь все открывают глаза и начинают обсуждать поданные советы: какие из прозвучавших советов были глупыми, бесполезными и вреднми, а какие — мудрыми и жизненно необходимыми. Тот игрок, чей «совет от Клавы» всеми признаётся за глупый совет от «Петровича» защищается и доказывает, почему его совет — умный. Карточки никто никому не показывает — всё ещё...
Финал психологической игры или
«все маски — сорваны».
Секрет этой игры заключается в том, что все карточки, розданные игрокам, содержат один и тот же текст (это Я ВАС обманула в начале статьи). Вот этот текст:
Карточка №1
Задание. Дать три совета:
Вам нужно дать три совета «от Клавы»
Но об этом до самого последнего момента игры не должен догадываться ни один игрок, кроме ведущего!
Как Вы понимаете, цель этой салонной игры: дать прочувствовать каждому человеку, насколько его «умные» советы могут восприниматься как полный бред и идиотизм, да ещё и злокозненный идиотизм.
В итоге каждый игрок должен понять — насколько трудно давать универсальные советы и насколько избыточной для Вселенной бывает образ Советчика, который мы все спешим на себя примерить.
Ибо как говорил ещё поэт Николай Гумилёв своей жене — поэту Анне Ахматовой:
«Аня! Если я когда-нибудь скачусь до того, что начну «пасти народы», отрави меня потихоньку, хорошо?»
К сожалению, с одними и теми же людьми в эту игру можно сыграть не больше одного раза, сохраняя её нерв и интригу. Поэтому, не запорите её с самого начала, чтобы прекрасно сыгранная даже всего лишь один раз, она запомнилась людям надолго. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Автор: Елена Назаренко
/* */