Глянцевые мечты ВЕЧНО ХУДЕЮЩИХ женщин

17.12.2017 09:45

Нарисуй меня в латах на голое тело,

будто вместо халата я латы надела,

я накинула латы, как халат, после душа.

А они маловаты.

А они меня душат.

В.Павлова

Ограничивать красоту и ценность тела чем-то меньшим, чем это великолепие, – значит лишить тело его законного духа, законного облика, законного восторга. Когда вас считают уродливой или никчемной только потому, что ваша красота не отвечает современной моде, это глубоко ранит естественную радость – принадлежность к дикой природе. К.П. Эстес  

 

Женская трагедия: быть тем, кем они не являются  

 

Нарушения, проявляющиеся в непреодолимом и разрушительном обжорстве, искажающем размеры и образ тела, реальны и трагичны, но для большинства женщин они не являются проблемой. Но для многих женщин трагедия заключается в желании быть тем, кем они не являются.  

Кто здесь лишний? Спорим?

Женщины, которые обращаются ко мне, часто обеспокоены своим «лишним» весом. «Лишним» объявлено реальное тело, которое не вписывается в глянцевый и труднодостижимый идеал. Труднодостижимый от того, что Природа не замышляла женщину балериной или манекенщицей. Спор с Природой изначально обречен на провал (ах, моська, знать она сильна, раз лает на слона). Непризнание ограничения своих возможностей – источник постоянной напряженности и тяжкого труда каторжницы, отбывающей наказание за самое тяжкое преступление – измена собственной Природе.  

 

 

Словарь душегуба

Лексический словарь женщин, недовольных физическими аспектами своего существа, нагружен выражениями: «справиться», «заставить», «побороть»,  «пересилить», «победить». И все это в отношении себя! Кладовая слов душегуба, никак иначе к этому относиться нельзя. В этом смысле попытки  справиться с физической данностью действительно губят душу.    

Психолог омута

Некоторые женщины, прошедшие множество программ и систем по похудению, разными путями приходят к психологу, «понимая», что проблема психологическая. Но это «понимание» продолжает обслуживать всю ту же навязчивую  идею похудеть.

Обобщая все, что мне приходилось слышать, можно сформулировать мотивацию обращения к психологу следующим образом: «Я понимаю, что причина во мне, мне стоит разобраться, что внутри меня не дает мне возможности достичь желанной цели».

Мотивация, таким образом, остается неизменной, а психология, с ее методами и способами должна, по мнению женщин,  обслужить все ту же цель –похудеть. Избирается новое средство (психология), но цель остается прежней, в которой места для постановки подлинных целей человеческого существования не остается.

Между тем цель психологии (которая дословно переводится как наука о  душе) – не окончательно загубить душу, преследуя цели, порожденные дефицитарными состояними, но обретение ответственности перед неповторимостью и уникальностью своего существования.    

Это модное слово жертва

Проблема усугубляется тем, что недостаточная зрелость теоретического аппарата и недостаточная отрефлексированность практической работы с людьми некоторых психологов,  приводит лишь к росту проблем таких женщин.

Ко мне обращались женщины, которые проходили терапию у других специалистов, абсолютную бесполезность, а то и вредность которой подтверждают неоткорректированные, а то и усугубленные жалобы женщин: «Я все равно себя наказываю едой, я знаю, что моя проблема в том, что я себя ненавижу и поэтому ем, я жертва, и мне сложно выбраться из этой позиции».

И еще: «Это ж надо себя так не уважать (!), чтобы не останавливать себя», «Я стану себя уважать и действительно полюблю, если все же похудею». И это говорят женщины с вполне нормальным, далеким от каких-либо реальных проблем  весом. О каких наказаниях едой идет речь!  

Все эти популярные клише о «жертве», «наказании» и пр., в которые многие психологи втискивают всех без разбора, пересказываются мне с убежденным видом эксперта. Количество знаемых теорий (теорий – слишком громко сказано, фрагментированных мнений, точнее) часто превышают мои знания.

Но когда доходит до вопросов: «Что Вы знаете о себе?», «Кто Вы такая?», «Чем Вы заняты?» (это вопросы, которые не стоит недооценивать и ждать на них быстрого ответа, однако, степень дистанции от них является показательной),  образуется вакуум понимания.

Изреченные психологами сентенции  некритично усваиваются женщинами и никак не приближают их к истинному пониманию себя, превращая все перекрестки в тупики. В этом смысле женщины действительно жертвы, жертвы невозможности хоть по поводу чего-то составить свое собственное мнение и услышать «Зов Высшего» за шумом голосов пошлого психологизаторства.  

Тщедушность

Некоторые женщины говорят об особом чувстве удовольствия, которое они испытывают, если удается на какое-то время похудеть, о переживании себя маленькой и хрупкой. Пользуясь метафорой объема, это выглядит так, что вместо того, чтобы стремиться к душевной  объемности, что требует порой больших стараний и отваги, женщина, используя практики похудения, стремится повторить абрис души, маленькой и хрупкой души.  

Жертва-Героиня

В некоторых случаях женщины впечатлены растиражированной идеей, что их стремление к употреблению пищи связано с тем, что внутри них находится голодный ребенок, голодный по любви и вниманию, а пища становится заместителем теплых человеческих контактов, которые они недополучили в детстве.

Такое положение дел действительно имеет место быть, что в крайних случаях может приводить к серьезному пищевому расстройству. Однако я веду речь не о тяжелых расстройствах пищевого поведения и даже не о приступах психогенного переедания, которое случается время от времени.

Я говорю о потребности утолить голод, о нормальной потребности, продиктованной  одним из древнейших и сильнейших базовых инстинктов  (чтобы тело мое – “осел” – способно было довезти меня до цели), который тем сильнее, чем больше человек продержался впроголодь. А когда пища попадает в желудок, становится слышен "запрет" палача, требующего от жертвы прекратить быть жертвой.

Действительно, от смешного до трагичного один шаг: палач (его можно представить как угодно и как угодно обозвать: Супер-Эго, Супер-глупость,  Супер- близорукость) требует от жертвы не быть жертвой, и прекратить есть. При этом жертва действительно существует, но не та, о которой говорят женщины, а жертва выдуманной схемы «палач-жертва», та жертва, которая является заботливой, здоровой и стоящей в боеспособной позе в этом глупом и жестоком поединке против собственной природы.

Это «жертва», которая заботится о женщине, говоря цветаевскими словами, каким ее задумал Бог, и не осуществили родители. И потому, это никакая не жертва, а героиня, понимающая – если быть кроткой, когда тебя угнетают (плохо кормят), то в награду с тобой будут обращаться еще хуже (заморят голодом).  

Битва за уважение

Когда заходит речь об уважении к себе, которое появится в результате обретения вожделенной физической формы, это действительно поднимает пласт темы об уважении, о его значении и о человеческих ценностях. Ответ на восклицание женщины: «Это ж надо себя так не уважать (!), чтобы не останавливать себя» – «Это ж надо так себя не уважать, чтобы следовать такой безжизненной системе ценностей».  

Предательство своего тела наносит большой ущерб творческой жизни женщины и ее вниманию к другим вопросам. Природа никогда не смирится с насилием, которому женщина  подвергает  свое тело, лишь бы доказать, что она чего-то стоит, что может себя обуздать, что у нее есть характер, лишь бы стать более привлекательной, больше цениться в финансовом эквиваленте.  Высыхая, женщина старается бодро шкандыбать, чтобы окружающие видели: у нее все ОК.  

 

Родословной объявлена анафема

Все мы получаем в наследство свой тип телосложения. Кто или что заставляет  женщину относиться к этому наследию с презрением? Кто может быть для меня СТОЛЬ важен,  чтобы разрывать  телесную связь с моим родом? Разрушение инстинктивного родства женщины с ее телом, все более лишает уверенности.

Если не отказывать в радости телу, которое дано от природы, если не покупаться на иллюзию, будто счастье приходит только к женщинам определенных форм, если ничего не ожидать и ни от чего не отказываться, если вернуться к самой себе и жить полной жизнью, все встанет на свои места.  

Что есть женское тело?

Тело – как земля. Тело, как и любой природный ландшафт, вредно плотно застраивать, делить на сегменты, урезать, перекапывать, лишать силы. Самодостаточную женщину не просто  сбить с толку.  Ибо для нее вопрос не в том, как выглядеть, но в том, как себя ощущать. Любой формы грудь имеет функцию: кормить и быть чувствительной. Она дает молоко? Она дает ощущения? Значит, это хорошая грудь.

Как прекрасно пишет К.П. Эстес о женских бедрах. Настоящая ода.

«Бедра бывают широкими потому, что таят в себе атласную колыбель цвета слоновой кости для взращивания новой жизни. Женские бедра – широкие борта для того, что расположено выше и ниже, они – портал, пышные подушки, рукоятки любви, убежище, за которым прячутся дети. Ноги предназначены для того, чтобы нас нести, перемещать; они лебедки, которые помогают нам подняться; они – anillo, кольцо, обнимающее любимого. Они не могут быть слишком такими или слишком другими. Они такие, какие есть»...

Вопрос первозданности стоит так: чувствительно ли тело, есть ли у него надлежащая связь с наслаждением, с сердцем, с душой, с дикой природой? Доступно ли ему счастье, радость? Может ли оно само двигаться, танцевать, подпрыгивать, раскачиваться, вращаться? Если да, то больше ничего не нужно.

Задача тела – защищать, вмещать, поддерживать и воспламенять душу и дух, быть хранилищем воспоминаний, наполнять чувством – изысканнейшей  пищей для души. Тело служит тому, чтобы возвышать нас и побуждать, наполнять чувством; чтобы доказать, что мы существуем, что мы здесь; чтобы давать нам основу, массу, вес. Заблуждение думать о теле так, будто это место, которое мы покидаем, чтобы воспарить в духовные сферы. Тело – носитель для этих переживаний. Не будь тела, не было бы ощущения, что мы переходим через порог, ощущения подъема, невесомости.  

Будьте собой. Все остальные места уже заняты 

Преодоление озабоченности лишним весом не может идти в обход вызова Быть собой. Быть собой - значит быть чужой для других, именно это психическое напряжение необходимо для формирования души и создания перемены. Подлинность – это “выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни”. Женщины не страдают лишним весом, они страдают от  отсутствия “свободы” “быть самой собой». В. Франкл писал, что проблема экзистенциального вакуума – это лавина алкоголизма, наркомании и суицидов. Сегодня к этому перечню можно добавить диеты и другие виды активности по борьбе с нежелательными формами тела.    

Doggy style-)

Мы не для того приходим в этот мир, чтобы прожить свой век тщедушными созданиями с жалкой прической…

Стремление к идеальной форме часто связано с тем, что женщина чувствует необходимость раболепствовать, лебезить, пресмыкаться, вымаливая жизнь у мужчин. Предназначение женщины – не служить мужчине, не льстить ему, не вешаться на шею в поисках того, кто поведёт её за собой. Но и не оскорблять его, не унижать и не рассматривать как угнетателя. Некоторым женщинам, туго перетянутым «корсетом», крепкой уздой и плотным намордником, удается осознать свой стиль собачки и выскользнуть из ошейника.      

Эмбриология фиктивности

Мы можем говорить все, что угодно, изображать сияющий улыбками фасад, но, узрев потрясающую истину комнаты, где совершались убийства, мы больше не можем притворяться, что ее не существует.

Часто желание быть стройной и худой, вопреки своим физическим данным, формирует такой тип отношения родителей к девочке, который можно назвать отношением условной ценности.

Это означает, что девочка чувствовала себя ОК только в тех случаях, когда получала хорошую оценку в школе, аккуратно убрала в своей комнате или вела себя прилично при гостях. В таких условиях девочка начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, чувств и мыслей, которые получат одобрение.

Это приводит к формированию такой Я-концепции, которая находится в несоответсвии с организмическим опытом и не служит для развития здоровой личности. По большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Таким образом, женщина стремится сохранить состояние самовосприятия и переживания, которое соответствует «вписывающейся» в принятые рамки.

Однако, родительская семья помимо выдвижения условий ценности к девочке, принимает участие в формировании такого мировосприятия, которое некоторой своей частью проявляется в следовании идеальным стандартам.

В семьях многих женщин отмечается высокий уровень общесемейной зависти, которая возникала в ответ на то, что у кого-то много денег, возможностей, успехов и пр. В таких семьях доминировало поклонение всему материальному, в то время как духовная составляющая человеческого существования была принципиально игнорируема.

Отношение к другим людям в таких семьях часто носят потребительский характер: заведение нужных связей и знакомств – одна из важных задач. Вообще уровень демократичности в таких семьях достаточно низкий, здесь не терпят «инаковости». Не терпят до такой степени, что у членов такой семьи вызывает ужас не только информация о том, что сын их бывшего одноклассника – гомосексуалист, но даже то, что сосед отпустил волосы.

Других людей в таких семьях  часто описывают, ориентируясь на внешние атрибуты: толстая, худая, низкий, в красной куртке, на синем автомобиле. Такой стиль описания людей свойственен многим из нас, и чем больше мы ориентируемся на нечто внешнее, тем меньше мы способны замечать нечто индивидуальное в людях и тем более использовать эти наблюдения при описании людей. Внешняя сторона жизни берет вверх, глаз заточен только на то, что под «носом». 

В таких семьях часто достаточно высокий уровень стыда и вины, связанные с основными биологическими процессами (например, мочеиспускание, беременность, менструация).

В некоторых случаях телесные проявления, вызывающие страх и стыд у родителей, «марают», заражают растущую девочку, которая бессознательно стремится усмирить свое тело, в том числе и посредством похудения. В своей работе мне приходилось сталкиваться с историями похудения, источником которых оказывался страх перед зрелой женщиной, которая бессознательно связывалась  с отвратительным излишеством плоти.

Женщина — как первоматерия – вынуждена жить в угоду испуганному эстетизму и бежать как черт от ладана от безОбразного хтонического царства.  

В целом стиль жизни семьи нацелен на удовлетворение существующего дефицита или требования окружающих. Члены такой семьи не бывают вдохновлены, а счастье для них состоит в том, чтобы испытывать ощущение безопасности и удовлетворения. Порог самоактуализации в таких семьях не удается переступить.  

С чем действительно стоит бороться:

  • С невежеством
  • С поклонением фальшивым идеалам
  • С жадностью
  • С завистью
  • С ревностью
  • С ленью
  • Со страхом
  • С ложными авторитетами

Что помогает в борьбе:

  • Вдохновение
  • Понимание, что невежество, в конечном счете, обходится дороже, чем затраты на расставание с ним
  • Поиск ответа на вопрос: « Кто  Я и чем занята»
  • Умение относится к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны
  • Развитие способности наблюдать мир непосредственно и внимания к природе (наблюдение за детьми, стариками, мужчинами, женщинами, животными, временами года, звездным небом,  закатом, водной гладью и пр., и пр., и пр.)
  • Остановка  поклонения единственному виду красоты
  • Выразительное творчество
  • Нахождение дела, о котором можно сказать: «Я сделала его своим»
  • Полнокровное участие в жизни других людей

Если Ваш вес далек от избыточного, но случаются «ненужные» Вашему организму приемы пищи, стоит проанализировать, в какой момент возник порыв поесть. Возможно, это был момент «чем бы себя занять?», или неприятное воспоминание или нахлынувшие переживания.

Берите в пример женщин, которые не страдают ни лишним весом, ни озабоченностью таким вопросом. Больше гуляйте, посещайте театры, музеи и выставки. Это то, что наполняет душу, а не заполняет пустоту. Смотрите фильмы, читайте книги, слушайте музыку, от которых «захватывает дух». Перестаньте поглощать все подряд. Это касается всех видов «пищи». Развивайте хороший вкус к еде, темам для разговора, литературе и времяпрепровождению.

Не употребляйте пищу слишком быстро, получайте от процесса приема пищи истинное удовольствие, научитесь уважать этот процесс и благодарить Господа за эти дары. Реальный вопрос не в том, Вы роза, маковый цветок или просто безымянный цветок травы. Реальность в том, что цветок травы актуализирует свою потенциальную возможность, как цветок мака актуализирует свою.

Слушать следует не святые модные тенденции, а святость собственного тела. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

 

Автор: Амалия Макаренко

/*

Источник

*/