Профессор Майкл Пуэтт из Гарвардского университета утверждает, что если вы любите себя, закрывая глаза на все свои недостатки, вы этим лишь вредите себе.
О том, как важно любить себя, нам постоянно твердят тренеры по саморазвитию, описывают книги, посвященные личностному росту. Но профессор Майкл Пуэтт из Гарвардского университета утверждает, что если вы любите себя, закрывая глаза на все свои недостатки, вы этим лишь вредите себе.
Пуэтт, написавший книгу о том, как китайская философия помогает нам в обыденной жизни, предполагает, что древние философы не одобрили бы глобальную современную склонность к себялюбию.
Попытка применения серьезных философских идей в повседневной жизни является достаточно интересной темой. Например, способны ли гениальные мысли научить нас тому, как лучше и быстрее продвинуться по карьерной лестнице? Способны ли философские открытия помочь нам в поисках истинной любви?
Китайская философия, которую изучает Пуэтт, поднимает вопросы о том, должны ли мы принимать и любить себя такими, какие мы есть, или одной из наших жизненных целей является изменение и улучшение нашей природной сущности. И, если уж на то пошло, не является ли вообще понятие «врожденная природа» всего лишь мифом?
«Принято считать, что мы, в первую очередь, должны найти свое настоящее «я», а затем оберегать его. Но это мнение основано на предположении, что где-то внутри каждого человека действительно заключена его истинная, неизменная сущность», – говорит Майкл Пуэтт.
Напротив, основная часть философской традиции Китая, которая восходит к Конфуцию, рассматривает «я» человека, скорее, как продукт привычек, нежели как строго определенную внутреннюю сущность.
«С самого раннего возраста мы формируем внутри себя модели реагирования на окружающий мир. Эти паттерны со временем затвердевают и становятся тем, что мы ошибочно называем личностью», – добавляет Пуэтт.
Поэтому, если мы любим себя целиком, со всеми своими недостатками и особенностями, мы на самом деле лишь укрепляем эти поведенческие шаблоны. С точки зрения древних китайских философов, принять факт того, что, скажем, вы являетесь мыслителем, способным видеть всю картину в целом, но плохо разбираетесь в деталях, – это «худшее, что вы только можете сделать».
Мысль о том, что наше внутреннее «я» в значительной степени состоит из таких паттернов, можно найти как у Конфуция, так и у его последователей. При этом работы еще одного даосского китайского мыслителя Чжуан-цзы (последователя Лао-цзы) были посвящены способам освобождения от подобных шаблонов поведения.
Порой, обратив внимание на то, что у нас сформировалась какая-то вредная привычка, мы начинаем прилагать усилия, чтобы избавиться от нее. Однако китайские философы утверждают, что большинство таких негативных паттернов, причем самых вредных, мы просто не в состоянии заметить.
Поэтому, по мнению этих философов, нам необходимо сознательно стараться вести себя каждый раз несколько иначе, даже здороваться с людьми и улыбаться им. И неважно, ведем ли мы себя лучше или нет на самом деле, главное – наличие самих изменений.
«Постарайтесь немного поменять интонацию голоса, взгляните на знакомых людей под новым углом. И тогда вы поймете, насколько все мы являемся узниками, заточенными внутри клетки своего шаблонного поведения и устоявшегося взгляда на мир», – Пуэтт.
Большая часть работ, которые изучал Майкл Пуэтт, создана более двух тысячелетий назад, но, несмотря на это, они до сих пор сохраняют свою актуальность. Современные открытия в психологи также подтверждают, что мы действительно являемся рабами своих привычек. На этом базисе строятся новые направления в психологии, изучающие человека с точки зрения приобретения им нового опыта и знаний.
Конечно, идея о том, что с недостатками нужно бороться, а не принимать их, нам может показаться «бесчеловечной». Но Пуэтт считает, что с исторической точки зрения: «современная идея о радикальном, свободном, индивидуальном, истинном «я», которому мы всегда должны сохранять верность, на самом деле в философии особого распространения не получила».
«Новейшие теории современных психологов, таких как Даниэль Канеман, подтверждают, что взгляд древнекитайских мудрецов на наше внутреннее «я», скорее всего, является более справедливым. Они вышли на правильный путь», – Пуэтт.
Перевод статьи — A Harvard philosopher’s argument for not loving yourself just as you are via Клубер