Дэвид Бэйли - выдающийся британский фотограф, известный своим огромным влиянием на индустрию моды и рекламы. Более полувека профессиональной деятельности позволили ему снять практически всех - от королевы Англии до австралийских аборигенов. Однако большинство его моделей – звезды музыки, кино и искусства.
На занятие фотографией Бэйли вдохновил Анри Картье-Брессон, и он начал свою карьеру в 1959 году с сотрудничества с британским журналом мод Vogue. У него простой и прямой стиль, и он вдохновляет своих моделей раскрыть свою красоту. По словам фотографа, он больше разговаривает с человеком, чем снимает его.
Ранняя биография
Дэвид Бейли родился в Восточном Лондоне и с раннего возраста жил в Ист-Хэме. В детстве он любил природоведение, что впоследствии и привело его в фотографию. Ранние годы Бэйли совсем не были идиллическими, так как он страдал от дислексии, и у него было много проблем в школе. К тому же у него было нарушение двигательных навыков - диспраксия. Из-за этого он бросил школу, когда ему было 15 лет, и стал писать для газеты «Йоркшир пост».
У Бэйли было много временных работ, прежде чем в 1957 году он пошел служить в Королевские ВВС в Сингапуре. Примерно в то же время он проявил повышенный интерес к творческим начинаниям и купил камеру «Роллейфлекс». Немного поэкспериментировав с фотоаппаратом, он понял, что хочет продолжить карьеру в изобразительном искусстве. В конце концов он купил длиннофокусный «Кэнон» и стал вторым помощником Дэвида Олинса в «Шарлотт Мьюз».
Работа в Vogue
В 1959 году Дэвид Бэйли стал ассистентом фотографа в студии Джона Френча, а в 1960 г. начал карьеру в Vogue. В этот период он много работал внештатным сотрудником.
Вместе с Теренсом Донованом и Брайаном Даффи Бэйли помог запечатлеть суть Лондона 1960-х, который был мировым центром высокой моды и шика знаменитостей. Донован, Бейли и Даффи подружились с актерами, музыкантами и даже членами королевской семьи, и они были первыми официальными фотографами знаменитостей. Известный английский портретист Норман Паркинсон прозвал их «Черной троицей».
Карьерный рост Бейли в Vogue был невероятным. В течение нескольких месяцев он уже снимал обложки, и на пике своей карьеры делал снимки для 800 страниц журнала в год.
Однако тогда он снимал не только моделей. Одним из самых знаковых фото Дэвида Бейли стал портрет лондонских гангстеров Ронни и Реджи Крэй. Он разработал метод портретной съемки крупным планом. Фотографии в этом стиле позже были опубликованы отдельно под названием «Коробка пин-апов» и стали его самой известной серией снимков. Это был уникальный коммерческий выпуск, и Бэйли был одним из первых фотографов, которые начали продавать свои работы таким способом. Он имел обыкновение срезать верхушки голов своих моделей и делал это смелее, чем большинство портретистов того времени. Эта стратегия создавала впечатление, что фотографии больше, чем они были на самом деле.
Киногерой
В 1966 году Микеланджело Антониони снял культовый фильм о работе и личной жизни Дэвида Бейли. Фотограф отвечал за оформление альбомов и музыкальных исполнителей, таких как The Rolling Stones и Марианна Фэйтфул. Исполнил роль Дэвида Бейли актер Дэвид Хеммингс.
Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала фильм Blowup захватывающим, действительно способным что-то сказать по поводу личной вовлеченности и эмоциональной приверженности в мире засилия СМИ и синтетических стимулов, заглушающих естественные чувства. Картина также отличалась своим откровенным сексуальным содержанием, что в то время противоречило кодексу основных голливудских студий.
Дэвид Бэйли славился своими романами с известными женщинами, среди которых была Джин Шримптон и актриса Катрин Денев, на которой он женился в 1965 г. (развелся в 1972 г.).
Документальные фильмы и фото знаменитостей
В конце 60-х Бейли снял телевизионный документальная лента «Битон, Уорхол и Висконти». В дополнение к своей постоянной работе в индустрии моды он делал обложки альбомов для рок-групп и представителей альтернативных музыкальных направлений. На одной из его самых известных фотографий запечатлены участники «Роллинг Стоунз», в том числе Брайан Джонс, умерший в 1969 г.
В 1970 г. Дэвид Бэйли был нанят лейблом Island Records, чтобы он снял музыканта Кэта Стивенса для его готовившегося к выпуску альбома «Чай для Тиллермана». Стивенс, известный как Юсуф Ислам, утверждал, что он не хотел, чтобы его изображение было на обложке альбома, но он позволил сфотографировать себя для внутреннего конверта.
Два года спустя в 1972 г. рок-музыкант Элис Купер также снимался у Бэйли для Vogue в обнаженном виде со змеей. Купер был очень доволен работой и в следующем году нанял фотографа снимать новую серию для легендарного альбома Billion Dollar Babies. На скандальном снимке был запечатлен ребенок с накрашенными глазами и, предположительно, один миллиард долларов наличными. Из-за этого фотосессия проходила в присутствии вооруженной охраны.
В 1976 г. Бэйли вместе с Дэвидом Литчфилдом начал издавать газету «Ритц», а в 1985 г. вернулся к съемкам знаменитостей на концерте на стадионе «Уэмбли». Там он встретил культового фронтмена Queen Фредди Меркьюри.
В 90-е годы фотограф продолжал заниматься телевизионными драмами и документальными фильмами. В 1992 г. он снял фильм с Джульеттой Стивенсон, а в 1995 г. - кинокартину под названием «Леди-бродяга» с участием своей жены Кэтрин Бэйли. В 1998 году он снял еще один документальный фильм под названием «Модели вблизи». Кроме того, в 2012 году канал ВВС показал ленту «Мы возьмем Манхэттен», основанную на фотосессии с Джин Шримптон, которая состоялась в Нью-Йорке в Ист-Энде в 1962 году.
Награды
Список наград Бэйли и выставок, в которых он принимал участие, впечатляет. Он был в знаменитых «Арт-войнах» в галерее Saatchi, курируемой Беном Муром, и получил награду CBE в 2001 году. Он постоянно работает с самыми разными звездами, такими как группа Oasis, боксер Насим Хамед и модель Наоми Кэмпбелл.
Бэйли сотрудничал с престижным брендом Jaeger. Его самая знаменитая фотосессия состоялась в Нью-Йорке, когда он работал с Джин Шримптон в одежде Jaeger и Susan Small. Съемка называлась «Молодая идея идет на Запад».
В настоящее время, спустя более 50 лет после этой съемки, фотограф вернулся в Jaeger для работы над кампанией AW15, в которой представлены твидовые пиджаки и верблюжьи шубы.
В 2001 году в честь дня рождения королевы Бэйли был удостоен Ордена Британской империи, а в 2005 г. Королевское фотографическое общество наградило его медалью и почетным членством.
В 2016 г. он получил самую важную награду - приз за достижения всей жизни от Международного центра фотографии в Нью-Йорке.
Портреты, уравнивающие каждого
Дэвид Бэйли считается одним из пионеров современной портретной живописи, ему приписывают самые выдающиеся снимки за последние 50 лет. Он прославился благодаря черно-белым и цветным портретам, выделявшимся своей свежестью и юношеской панк-привлекательностью, которые уравнивали людей, стоявших перед его камерой.
Работы Бэйли не перестали удивлять как критиков, так и фотолюбителей, а его простые, но мощные образы таких знаменитостей, как «Роллинг Стоунз», Дэмиен Херст, Дэвид Боуи и Кейт Мосс, сами по себе стали жанром фотографии и важной частью истории ХХ века.
/* */