Этот человек никогда не учился высокому искусству кино, да особо и не горел желанием стать актером. Но тем не менее стал и за более чем тридцать лет своей творческой карьеры сыграл практически во всех популярных фильмах своего времени. А его и не нужно было ничему учить - во всех своих ролях он просто играл сам себя...
Семья
Биография будущего актера Алексея Кожевникова началась в субботний морозный день 28 января 1933 года, едва только выстрел пушки на Государевом бастионе Петропавловской крепости возвестил о наступившем полдне.
Алеша, младший из троих сыновей Александра Васильевича и Лидии Петровны Кожевниковых, родился в обычной семье советского Ленинграда 30-х годов прошлого столетия. В городе, в котором словно законсервировалось прошлое и настоящее, сохранились традиции русской культуры и интеллигенции, но в то же время проявлялись ростки нового индустриального пролетарского общества.
Именно это историческое перепутье и отразилось в семействе Кожевниковых. Александр Васильевич, отец героя этой статьи, работал на одном из ленинградских заводов, в то время как его жена Лидия Петровна, в девичестве носившая фамилию Ерастова, была интеллигентной школьной учительницей.
В апреле 1933 года, всего через два месяца после рождения Алексея, Кожевниковых ждал первый страшный удар - скоропостижно скончался Александр Васильевич. Содержание двух младших братьев и матери полностью легло на плечи ее старшего сына - двадцатитрехлетнего Михаила, уже успевшего потрудиться разнорабочим на стройке и, в конце концов, сменившего кирку и лопату на баян да игру в кабаках.
Между тем время не стояло на месте, и вся страна медленно, но неумолимо приближалась к роковой дате - 22 июня 1941 года.
Ниже на фото мы можем увидеть кадр из жизни предвоенного Ленинграда за месяц до начала Великой Отечественной войны, четыре месяца до начала блокады и за пять с половиной до первых смертей от голода.
Детство
С началом войны Михаил, старший брат Алексея Кожевникова, ушел добровольцем на фронт и погиб в первый же год кровопролитных сражений.
Лидии Петровне же удалось вместе с двумя младшими сыновьями уехать к своим родственникам в Ярославскую область, проживающим в небольшой деревушке Зиновская Мышкинского района. Когда же 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда, поредевшая семья Кожевниковых вернулась домой.
Поначалу Алексей было пошел в школу, чтобы продолжить обучение. Однако после смерти отца и гибели старшего брата позаботиться о них уже было некому. Лидия Петровна устроилась охранницей в Театр юного зрителя, однако их семья по-прежнему влачила жалкое существование, перебиваясь на хлебе и воде.
И тогда четырнадцатилетнему Алексею Кожевникову пришлось расстаться со своим так толком и не начавшимся детством, бросить школу и пойти работать учеником-механиком на завод "Электропульт".
Что и говорить, мальчишка был смышлен не по годам. Вскоре его старания заметило руководство, и разнорабочий Алексей стал слесарем-механиком, а немного позднее дослужился и до третьего разряда. После работы же Кожевников-младший отправлялся в вечернюю школу, где и закончил девятый и десятый классы. После чего все то же руководство завода отправило его на обучение в Ленинградский военно-механический институт.
Юность
В 1954 году личную жизнь Алексея Кожевникова ждали поистине судьбоносные изменения - он стал студентом института, а заодно увлекся творчеством и записался в кружок художественной самодеятельности при Выборгском Доме Культуры, ставшим настоящей стартовой площадкой для будущего актера.
К своим двадцати двум годам Алексей, как достойный продолжатель рода рабочего отца и учительницы-матери, превратился в простого, застенчивого, утонченного и галантного юношу, настоящего представителя молодежи того времени. На сцене Дома культуры он в сущности играл самого себя, и в один из счастливых дней 1955 года был замечен ассистенткой режиссера Михаила Калатозова, подбирающей актеров для его нового кинофильма «Первый эшелон», повествующего об освоении целины комсомольцами.
В итоге Алексей Кожевников снялся в одной из заглавных ролей этой картины - талантливо сыграв образ персонажа Вали Солнцева (на фото ниже).
"Первый эшелон" получил огромный успех и популярность у зрителей всей страны, а в жизнь молодого слесаря-механика, так в своей жизни никогда и не ставшего профессиональным актером, навсегда пришло кино.
Однако учебу в родном военно-механическом институте он все же не бросил. Через два года после выхода своего первого фильма Алексей защитил диплом, после чего до 1959 года проработал в должности инженера-конструктора на Ленинградском оборонно-промышленном заводе № 7 НКОП (п/я 671), будущем машиностроительном заводе "Арсенал".
В кино же он продолжал сниматься в свободное от основной работы время.
Роли
Как ни крути, а важнейшее из искусств не давало покоя утонченной душе начинающего актера Алексея Кожевникова, личная жизнь которого в то время была посвящена исключительно оборонной промышленности.
В течение двух лет работы на заводе он успел появиться в эпизодах героико-приключенческой драмы «На острове Дальнем» и мелодрамы "Повесть о молодоженах", а также в роли Кости Вавилова в молодежном кинофильме о студенческой жизни «Они встретились в пути».
Наступление 1959 года ознаменовалось для Алексея участием в одной из самых удачных и запоминающихся его картин - комедии «Неподдающиеся», ставшей настоящим шедевром советского кино.
В этой яркой и веселой киноленте Алексей сыграл одну из заглавных ролей, а его партнерами по съемкам стали популярные актеры Надежда Румянцева и Юрий Белов.
Блистательная работа в "Неподдающихся" принесла нашему герою всесоюзную славу и окончательно положила конец заводской карьере Алексея Кожевникова. В 1959 году он оставил свою должность инженера-конструктора и стал штатным актером киностудии «Ленфильм».
После ряда второстепенных и эпизодических ролей в таких картинах, как "Люблю тебя, жизнь", "Яша Топорков" и "Осторожно, бабушка!", приходит черед его следующей яркой работы - Алексей воплотил образ радиста теплохода в комедии "Полосатый рейс", вышедшей в 1961 году (ниже на фото).
А через год последовала следующая его заметная роль киномеханика Тараса в ставшей знаменитой комедии «Королева бензоколонки», в которой его партнерами снова стали Надежда Румянцева и Юрий Белов.
С приходом 60-х актера можно было увидеть во второстепенных и эпизодических ролях практически всех популярнейших фильмов того времени, наиболее выдающимися из которых были "Донская повесть" , "Зайчик", "Два билета на дневной сеанс" и "Начальник Чукотки".
В 1969 году Алексей сыграл капитана Бориса Никитина в военной драме «На пути в Берлин» (ниже на фото).
В 70-е годы Алексей Кожевников по-прежнему продолжал много сниматься.
Одним из наиболее прозвучавших фильмов с его участием стала авантюрная комедия "Семь невест ефрейтора Збруева", в которой, кроме такой кинозвезды, как Наталья Варлей, был также задействован популярный ансамбль «Ярославские ребята».
В первый январский день 1978 года на голубых экранах страны вышел двухсерийный телефильм "Собака на сене", в котором роль слуги графа Федерико досталась Кожевникову. Картина получила огромный успех у зрителей и популярность на многие десятилетия вперед.
Вся фильмография Алексея составила более ста кинокартин, последней же его работой стала роль в музыкальной комедии «Джек Восьмеркин — "американец"», которая вышла на экраны в 1987 году, уже после его смерти.
Личная жизнь
Так уж случилось, что личная жизнь актера Алексея Кожевникова не сложилась, и до конца своих дней он оставался одиноким человеком. Причем оставался намеренно. Причиной этому послужила наследственная болезнь, к несчастью, переданная ему матерью.
Многие годы Лидия Петровна страдала скрытой гипертонией, при которой человек не замечает скачков или повышения давления и продолжает свою обычную жизнь, даже не подозревая, что находится в смертельной опасности.
Этой же достаточно редкой болезнью, которой подвержены всего 16 % больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, всю жизнь страдал и Алексей Александрович.
Актер не хотел усложнять проблемами со своим здоровьем жизнь какой-либо девушки, предпочитая оставаться одиноким. По слухам, он всю жизнь любил Надежду Румянцеву, свою бывшую партнершу по фильмам "Неподдающиеся" и "Королева бензоколонки". Любил тайно и безответно.
Одиночество же его скрашивала коллега, актриса Людмила Петровна Ксенофонтова, к моменту их знакомства ставшая вдовой. Она была его лучшим другом и, по сути, гражданской женой.
Ниже на фото - Алексей Кожевников и Людмила Ксенофонтова в картине «Средь бела дня..." (1983 год).
Актер честно рассказал ей о своих проблемах. Людмила и Алексей договорились о свободных отношениях, в которых он освободил ее от обязанности помогать ему во время очередных приступов. Однако Людмила все равно это делала.
Детей же в жизни Алексея так и не случилось.
Смерть
С приходом 80-х из-за проблем со здоровьем актеру стало все труднее сниматься, поэтому ролей в его творческой жизни становилось все меньше, а сами роли все короче.
6 сентября 1986 года Алексей Александрович отправился на дачу к друзьям. Там его и настиг последний в его жизни приступ. Подоспевшая скорая помощь, к сожалению, уже ничем не могла помочь.
Алексею Кожевникову было всего пятьдесят три года, из которых тридцать два он отдал советскому кинематографу.
А через несколько месяцев по той же причине скончался и его брат...
/* */