Вы все видели?
В советские годы любой фильм, уже будучи отснятым и смонтированным, обязательно проходил цензурную проверку. На этом этапе его могли «зарезать» — отправить на полку, отказав в кинопрокате. Порой времена менялись, и фильм, изначально признанный крамольным, всё-таки выходил на экран (телеэкран, разумеется).
В наше время все эти фильмы, конечно, нетрудно найти в интернете. А ведь когда-то они казались похороненными навечно…
Рассказываем вам о 10 советских фильмах, которые не понравились цензорам:
1. Преступление и наказание (1940).
Режиссёр: Павел Коломойцев.
Сюжет картины, снятой по комедии Михаила Зощенко, рассказывает о злоключениях спекулянта, дожидающегося привлечения к ответственности. Этого ждёт и его жена, распродающая за его спиной всё домашнее имущество.
Согласно циркуляру, выпущенному весной 1941 года и подписанному заместителем начальника управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Дмитрием Поликарповым, фильм запрещался к показу, потому что «сюжет картины построен на переживаниях расхитителя общественной собственности». Кроме того, фамилия Зощенко сама по себе настораживала цензоров.
Лента пролежала на полке около пятидесяти лет и была возвращена на экран в 1989 году.
2. Сердца четырёх (1941).
Режиссёр: Константин Юдин.
В подмосковном дачном посёлке расквартирован полк танкистов. Сюжет строится вокруг двух сестёр, абсолютно разных, но одинаково влюблённых. Одна — серьёзный математик, другая — легкомысленная стрекоза.
Монтаж картины был завершён буквально накануне нападения Германии на СССР. Выход столь «легкомысленной» ленты, в которой командир Красной Армии был водевильным персонажем, в тяжелейшее для страны время сочли неуместным: фильм сняли с проката за «искажённое изображение жизни советской интеллигенции и Красной Армии».
Фильм вышел в прокат 5 января 1945 года, незадолго до конца войны. Интересно, что после смерти Сталина из картины были изъяты части эпизодов, в которых на заднем плане присутствовал «великий вождь» в виде портрета и статуи. Полную версию фильма вернули на экраны только в 1988 году (с новой озвучкой).
3. Звезда (1949).
Режиссёр: Александр Иванов.
Фильм рассказывает о том, как группа советских разведчиков под названием «Звезда», возвращаясь после выполнения задания, внезапно встречается с немецким отрядом. Они вступают в смертельную схватку с врагом — и героически гибнут.
Показ гибели разведчиков в фильме шёл вразрез с бравурными требованиями искусства послевоенных лет. По легенде, Сталин после просмотра фильма заявил:
«Фильм отличный, конец переснять. Герои не могут умереть».
Впрочем, актёр Николай Крючков выдвигал другую версию:
«В этом фильме Сталину не понравилось, что мой герой — сержант Мамочкин — перед тем, как взорвать себя, говорит “Вот так вот”, а не “За Сталина!”. И картину запретили».
Как бы то ни было, несмотря на добавленную по требованию Сталина сцену с «оживлением» героев, фильм был запрещён и пролежал на полках кинохранилища до 1953 года.
4. Званый ужин (1953).
Режиссёр: Фридрих Эрмлер.
Короткометражный фильм о подхалиме и карьеристе Петре Петровиче, пригласившем начальство на свой выдуманный день рождения. Случайно оказавшись запертым в квартире без гостей, он напивается и начинает вслух критиковать сослуживцев.
Сатира фильма, изначально носившего название «Разбитые мечты», оказалась нестерпимо острой для Советского Союза пятидесятых. Он был отложен на полку и вышел на экраны только в 1962 году — и под более нейтральным названием.
5. Скверный анекдот (1966).
Режиссёры: Александр Алов и Владимир Наумов.
Экранизация одноимённого рассказа Достоевского: возвращаясь из гостей поздним вечером, действительный статский советник Пралинский случайно оказывается рядом с домом, где празднует свадьбу один из его подчинённых. Желая показать себя с лучшей стороны, генерал заходит поздравить молодых. Неожиданное появление начальства доводит жениха до помешательства, а высокий гость постепенно опускается до уровня пьяной компании.
Этот фильм стал одним из первых, запрещённых брежневской цензурой (после него «на полку» стали отправлять всё чаще). Причём цензоров настолько возмутила «неподобающая» трагикомедия, что увидеть её советские зрители смогли только в перестроечном 1987-м — с опозданием почти на 20 лет!
6. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967).
Режиссёр: Андрей Кончаловский.
Сюжет этой мелодрамы довольно прост: скромная колхозница Ася-хромоножка любит разгильдяя Степана. Несмотря на то, что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребёнка. Фильм снимался в селе Кадницы Горьковской области, в большинстве ролей заняты обычные жители села.
Фильм получился уж слишком документальным. Под названием «Асино счастье» он был показан в 1967 году в сильно урезанном виде, но в широкий прокат так и не вышел. Сам Кончаловский писал впоследствии:
«Думаю, что воздействие “Аси” на искушённого зрителя било наотмашь по простой причине. Простая жизнь пронзала своей болью, своей нищетой, своей замороженностью. Ибо нельзя было в той, Советской России быть несчастным. Не разрешалось. Все были счастливы. А кровь текла… А стоны не стихали…»
Фильм был запрещён и вышел на экраны только после начала Перестройки — в 1987 году.
7. Комиссар (1967).
Режиссёр: Александр Аскольдов.
Фильм, снятый по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», повествует о годах гражданской войны. Части Красной Армии заняли небольшой южный городок. Комиссар Вавилова поселяется в многодетной еврейской семье и рожает ребёнка.
Фильм был немедленно запрещён, а Аскольдову стоил карьеры: режиссёра уволили со студии со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден» и исключили из партии, лишив возможности работать по профессии. То ли цензоров смутил запретный для советской культуры «еврейский вопрос», то ли чересчур правдоподобное живописание ужасов гражданской войны, однако они приказали уничтожить негатив фильма.
Фильм сохранился чудом: кинорежиссёр Сергей Герасимов втайне сохранил у себя в сейфе негатив «Комиссара», который был обнаружен там после его смерти в 1985 году. Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года вне конкурса на Московском международном кинофестивале.
8. Урок литературы (1968).
Режиссёр: Алексей Коренев.
Трагикомедия по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья»: молодой учитель литературы не любит свою работу и чувствует, что должен что-то изменить в жизни. Однажды он решает говорить только правду, что приводит к разрыву с невестой и череде недопониманий в школе.
Первоначально картина называлась так же, как и литературный источник — «День без вранья», но по требованию цензуры название было изменено. Как вспоминал Георгий Данелия, работавший над сценарием фильма, цензоры возмутились:
«Что значит “День без вранья”? А в остальное время что, советская власть врёт?!»
Но и смена названия не спасла картину: её отправили на полку, заклеймив «вражеской пропагандой», за «элементы несоветского поведения, прославление рок-н-ролла» и некоммунистическое поведение главного героя. На экраны «Урок литературы» вышел аж в 1989 году.
9. Интервенция (1968).
Режиссёр: Геннадий Полока.
Этот фильм, созданный по одноимённой пьесе Л. Славина, — единственная в советском кинематографе эксцентрическая комедия в стиле буфф, повествующая о многоликой жизни Одессы, оккупированной войсками Антанты.
Фильм, стилизованный под театральные представления начала 1920-х годов, снимался под рабочим названием «Интервенция», но уже в процессе монтажа был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас» — под этим названием Полока сдавал фильм Худсовету киностудии «Ленфильм». Однако председатель Госкино Алексей Романов наложил на него запрет с формулировкой:
«Фильм… является очевидной творческой неудачей киностудии “Ленфильм” и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты».
Пытаясь спасти фильм, съёмочная группа обратилась с письмом к Л. И. Брежневу.
«Мы хотели, — говорилось в этом письме, — чтобы на наш фильм пришёл массовый зритель, и мы решили возродить в своей работе принципы и приёмы, рождённые революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления».
Однако ответа на письмо не последовало, и фильм лёг на полку, откуда был снят лишь в 1987 году. Любопытно, что в «Интервенции» сыграл одну из своих первых киноролей Владимир Высоцкий, так и не доживший до выхода фильма на экран.
10. Проверка на дорогах (1971).
Режиссёр: Алексей Герман.
Самостоятельный режиссёрский дебют Алексея Германа первоначально назывался «Операция “С Новым годом!”». Действие происходит в оккупированной нацистами Псковской области в 1942 году. Командир партизанского отряда принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берётся раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо.
Проблемы начались при попытке выпустить ленту в прокат. Сам режиссёр считает, что причиной запрета стала показанная в фильме жалость к людям, сдавшимся в плен. Картина была обвинена в дегероизации народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны, главный конфликт был назван фальшивым, а сам режиссёр уличён в незнании реалий партизанской жизни.
«В фильме искажён образ героического времени, образ советского народа, поднявшегося на оккупированных территориях на смертельную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками», — говорилось в заключении сценарной редколлегии.
Председатель Госкино Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет. В результате фильм положили на полку на 15 лет. Он был выпущен на экраны только в 1986 году с началом Перестройки.
А вы видели какие-то из этих фильмов?
/* */