Жутковато!
Как вы думаете, люди, хоть и несовершенные, но добрые и разумные существа? Или на самом деле плохие, праздные, тщеславные, мстительные и эгоистичные? Единого мнения не существует. И словно бы в поддержку "темной стороны" Aeon опубликовал 10 удручающих фактов о темных и неприятных аспектах человеческой природы.
1. Мы не считаем полноценными меньшинства и ущербных людей.
Одним из ярких примеров этой вопиющей дегуманизации были данные сканирования мозга, которые показали, что небольшая группа студентов демонстрировали меньшую нервную активность, связанную с мышлением о людях, когда они смотрят на фотографии бездомных и наркоманов, по сравнению с лицами с более высоким статусом.
Другое исследование показало, что люди, выступающие против арабской иммиграции, склонны оценивать арабов и мусульман менее развитыми, чем все остальные люди. Среди других примеров есть также доказательства того, что молодые люди дегуманизируют пожилых людей; и что мужчины и женщины одинаково не воспринимают бесчеловечно пьяных женщин.
Более того, склонность к дегуманизации начинается рано - дети в возрасте до пяти лет считают лица вне группы (детей из другого города или другого пола) менее человечными, чем "своих".
2. Мы испытываем удовольствие от страданий другого человека.
По данным исследования 2013 года, мы начинаем испытывать удовольствие от страданий другого человека уже к четырем годам. Это чувство усиливается, если ребенок чувствует, что человек заслуживает страдания. Более недавнее исследование показало, что к шести годам дети даже будут платить за то, чтобы наблюдать за антисоциальной марионеткой, а не тратить деньги на наклейки.
3. Мы верим в карму, предполагая, что угнетенные мира заслуживают своей судьбы.
Печальные последствия таких убеждений были впервые продемонстрированы в ставшем уже классическим исследованием 1966 года американскими психологами Мелвином Лернером и Кэролин Симмонс.
В своем эксперименте, в котором ученица-женщина была наказана электрошоком за неправильные ответы, женщины-участники впоследствии оценили ее как менее симпатичную и достойную восхищения. На это повлияло то, что они видели, что она страдает, и то, что они не могли минимизировать это страдание.
С тех пор исследования показывают готовность людей обвинять бедных, жертв изнасилования, больных СПИДом и других в их судьбе, чтобы сохранить свою веру в справедливый мир. Таким образом, те же или похожие процессы, вероятно, ответственны за наше подсознательное "розовое" представление о богатых людях.
4. Мы тупые и догматичные.
Если бы люди были рациональными и непредубежденными, то простым способом исправить чьи-то ложные убеждения было бы просто представить им доказательства. Однако классическое исследование 1979 года показало бесполезность этого подхода - участники, которые твердо верили за или против смертной казни, полностью игнорировали факты, которые подрывали их положение, фактически удваивая свою первоначальную точку зрения.
Это происходит отчасти потому, что мы видим противоположные факты как подрывающие наше чувство идентичности. Наша самонадеянность заставляет нас считать, что наше мнение превосходит мнение других, и это мешает поиску дополнительных знаний.
5. Мы предпочли бы электрический стул мирному раздумью.
Это было продемонстрировано в противоречивом исследовании 2014 года, в котором 67 процентов участников мужского пола и 25 процентов участников женского пола решили испытать на себе неприятные удары электрическим током, а не тратить 15 минут на мирное созерцание.
6. Мы тщеславны и самоуверенны.
Наша иррациональность и догматизм могут быть не такими уж плохими, если бы они базировались на определенном смирении и самооценке, но большинство из нас преувеличивает свои способности и качества, например, навыки вождения, интеллект и привлекательность. Это явление было названо эффект озера Вобегон в честь вымышленного города, где «все женщины сильны, все мужчины красивы, а все дети выше среднего».
По иронии судьбы, наименее квалифицированные из нас наиболее склонны к самоуверенности (так называемый эффект Даннинга-Крюгера).
Это тщетное самосовершенствование кажется наиболее экстремальным и иррациональным в случае нашей морали, например, в том, насколько мы принципиальны и справедливы, как мы думаем. На самом деле, даже в тюрьме преступники думают, что они добрее, надежнее и честнее, чем обычные люди.
7. Мы моральные лицемеры.
Стоит с осторожностью относиться к тем, кто громче всех осуждает моральные недостатки других, - есть вероятность, что моральные проповедники сами не сахар, но гораздо легче относятся к своим собственным преступлениям.
В одном исследовании исследователи обнаружили, что люди оценивали точно такое же эгоистичное поведение как гораздо менее справедливое, если оно увековечивается другими.
Точно так же существует давно изученное явление, известное как асимметрия актер-наблюдатель, которое частично описывает нашу тенденцию приписывать плохие поступки других людей, такие как измены нашего партнера, их характеру, приписывая те же самые деяния, совершенные нами, обстоятельствам.
Эти двойные стандарты подтверждают недавние исследования. Они показывают, что мы оцениваем гадости гораздо более жестко, когда они совершаются незнакомцами, чем нашими друзьями или нами самими.
8. Мы все потенциальные тролли.
Как подтвердит любой, кто попал в ссору в Твиттере или Фейсбуке, социальные сети могут усиливать некоторые из худших аспектов человеческой натуры, отчасти из-за эффекта онлайн- запрета и того факта, что анонимность (легко достижимая в Интернете) известна увеличить наши склонности к безнравственности.
В то время как исследование показало, что люди, которые склонны к повседневному садизму (особенно тревожная доля нас), особенно склонны к онлайн-троллингу. А плохое настроение и воздействие троллинга со стороны окружающих удваивают вероятность того, что человек сам будет заниматься троллингом.
Фактически, первоначальный троллинг одного может вызвать снежный ком возрастающего негатива, который исследователи обнаружили, когда изучали дискуссии читателей в соцсетях.
9. Мы поддерживаем неэффективных лидеров с психопатическими чертами.
Американский личностный психолог Дэн Макадамс недавно пришел к выводу, что явная агрессия и оскорбления президента США Дональда Трампа имеют «первостепенную привлекательность», и что его «зажигательные твиты» подобны «вызывающим проявлениям» альфа-самца шимпанзе, «призванных запугать».
Если оценка Макадамса верна, она вписывается в более широкую модель - что среди лидеров чаще встречаются психопатические черты. Опрос финансовых лидеров в Нью-Йорке показал, что они имеют высокие оценки по психопатическим признакам, но ниже, чем в среднем по эмоциональному интеллекту.
Опубликованный этим летом вывод о том, что действительно существует скромная, но существенная связь между психопатией с более высокими чертами и получением руководящих должностей, что важно, поскольку психопатия также коррелирует с более слабым лидерством.
10. Нас сексуально привлекают люди с темными чертами личности.
Мало того, что мы выбираем своими лидерами людей с психопатическими чертами, мы еще и тянемся к персонажам с «темной триадой» черт - нарциссизм, психопатия и макиавеллизм. Одно исследование показало, что физическая привлекательность мужчины для женщин возросла, когда его описали как корыстного, манипулятивного и бессердечного.
Теория заключается в том, что темные черты успешно передают «качество партнера» с точки зрения уверенности и готовности рисковать. Имеет ли это значение для будущего нашего вида? Возможно, это так - выяснилось, что женщины, которых больше привлекали самовлюбленные мужчины, имели больше детей.
Не падайте духом - эти результаты ничего не говорят об успехе, достигнутом некоторыми из нас в преодолении наших низменных инстинктов. Фактически, признавая и понимая наши недостатки, мы можем более успешно их преодолеть, уделяя больше внимания светлым сторонам нашей природы.
/* */